Заказчиком проводился аукцион в электронной форме на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам.
В извещении о проведении электронного аукциона:
— отражены характеристики услуги, в том числе наличие в салоне системы кондиционирования воздуха;
— указан класс транспортного средства.
В инструкции по заполнению заявки указано, что первая часть заявки в числе прочей информации должна содержать:
— конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе;
— указание на товарный знак (при наличии).
Также в инструкции по заполнению заявки указано, что в случае, если в составе первой части заявки участником не указаны конкретные показатели предлагаемого к поставке товара или товара, используемого при выполнении работ, оказании услуг, при рассмотрении заявок такой участник не допускается аукционной комиссией к участию в электронном аукционе.
То есть положения документации об аукционе устанавливают требование о предоставлении участниками закупки информации о конкретных показателях товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг. При этом аукционная документация не содержит условий поставки заказчику каких-либо товаров при выполнении работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров.
Один из участников закупки в первой части заявки предоставил свое согласие на выполнение работ, являющихся предметом закупки. Конкретные показатели товара таким участником не были указаны.
Единая комиссия заказчика отклонила заявку этого участника по причине того, что участник не указал класс и конкретную модель транспортного средства.
Не согласившись с решением заказчика, участник закупки обратился в УФАС с жалобой на действия единой комиссии. По результатам рассмотрения жалоба признана обоснованной и заказчику выдано предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок, в соответствии с которым предписано отменить результаты аукциона.
Заказчик оспорил решение УФАС в судебном порядке.
Суд первой инстанции в удовлетворении требования заказчика отказал. Как указано в решении суда, требовать представления в составе первой части заявки наименования страны происхождения, конкретных показателей, указания на товарный знак возможно в отношении товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (п. 2 ч. 3 ст. 66 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).
В данном случае предметом закупки являлись работы, связанные с осуществлением регулярных перевозок пассажиров. Поставка товаров при выполнении таких работ не осуществляется.
Апелляционный суд жалобу заказчика оставил без удовлетворения, решение суда первой инстанции — без изменения (Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2021 по делу № А81-3127/2021).
Вывод эксперта
В описываемой ситуации требовать от участников закупки указывать в первой части заявки на участие в аукционе конкретные характеристики товара неправомерно.
ИЗ дословного прочтения п. 2 ч. 3 ст. 66 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ следует, что требовать указания конкретных характеристик товара возможно лишь в двух случаях:
1) при закупке товаров;
2) при закупке работ, услуг, в процессе выполнения, оказания которых заказчику поставляется товар.
При проведении закупки работ, услуг заказчик не вправе требовать предоставления в составе заявки конкретных показателей товара, если:
1) товар не передается заказчику по товарной накладной или акту передачи;
2) товар не принимается к бухгалтерскому учету заказчиком в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете »;
3) товаром являются строительные и расходные материалы, моющие средства и т. п., используемые при выполнении работ, оказании услуг, без которых невозможно выполнить работу или оказать услугу.
В данном случае предметом закупки являлись работы, связанные с осуществлением регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам. Товар при этом заказчику не поставлялся. Автомобильный транспорт с установленными заказчиком характеристиками использовался для выполнения таких работ.
Следовательно, требовать указания в заявке конкретных показателей товара заказчик не вправе. В данном случае участнику закупки достаточно выразить свое согласие на выполнение работ на условиях, установленных документацией о закупке.
Аналогичная позиция контролирующих органов изложена в:
— Письме ФАС России от 25.06.2020 № ИА/53616/20;
— Письме Минфина России от 17.02.2020 № 24-05-07/10764.
Акуленко Ольга Владимировна экспертом службы поддержки пользователей систем "Кодекс"/"Техэксперт"