Обзор закупочного законодательства с 28.02.2022 по 8.03.2022

Обзор закупочного законодательства с 28.02.2022 по 8.03.2022

В помощь специалистам, заказчикам, поставщикам. Представляем краткий обзор изменений закупочного законодательства, судебной и антимонопольной практики за прошедшую неделю. В материал вошли новости, законодательные инициативы, разъяснения госорганов, опубликованные в нашем издании по теме – государственные (муниципальные) закупки (44-ФЗ, 223-ФЗ), также представлена административная практика и ответы на вопросы.

I.ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
II.ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ
III.СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА
IV.ВОПРОСЫ – ОТВЕТЫ

I.ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

1.Экстренные поправки в законодательство о закупках: рассмотрим изменения детально

Федеральный закон от 08.03.2022 № 46-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”

Подробности👇🏻

https://gkgz.ru/ekstrennye-popravki-v-zakonodatelstvo-o-zakupkah-rassmotrim-izmeneniya-detalno/

2.Скорректирован перечень обязанностей уполномоченного банка, осуществляющего сопровождение сделок в рамках гособоронзаказа

Документ: Федеральный закон от 25 февраля 2022 г. N 29-ФЗ

Подробнее

https://gkgz.ru/skorrektirovan-perechen-obyazannostej-upolnomochennogo-banka-osushhestvlyayushhego-soprovozhdenie-sdelok-v-ramkah-gosoboronzakaza/

3.Кабмин утвердил критерии для признания строительных проектов типовыми

Документ: Постановление от 1 марта 2022 года №278

Подробнее👇🏻

https://gkgz.ru/kabmin-utverdilo-kriterii-dlya-priznaniya-stroitelnyh-proektov-tipovymi/

4.Упрощен порядок регулирования цены госконтракта в рамках ГОЗ с единственным поставщиком

В 2022 году заключение госконтракта по государственному оборонному заказу с единственным поставщиком на поставку продукции по цене, подлежащей регистрации, по решению заказчика может осуществляться по ориентировочной (уточняемой) цене, не превышающей показатели государственного оборонного заказа, без регистрации в ФАС России.

Документ: Распоряжение Правительства РФ от 04.03.2022 № 408-р

Подробнее👇🏻

https://gkgz.ru/uproshhen-poryadok-regulirovaniya-tseny-goskontrakta-v-ramkah-goz-s-edinstvennym-postavshhikom/

5.Закупать медицинские изделия заказчикам станет проще

Документ: Постановление от 6 марта 2022 года №297

Подробнее

https://gkgz.ru/zakupat-meditsinskie-izdeliya-zakazchikam-stanet-proshhe/

6.Информацию о попавших под санкции поставщиках и заказчиках не будут размещать на сайте госзакупок

Документ: Постановление Правительства РФ от 06.03.2022 № 301

Подробнее👇🏻

https://gkgz.ru/informatsiyu-o-popavshih-pod-sanktsii-postavshhikah-i-zakazchikah-ne-budut-razmeshhat-na-sajte-goszakupok/

II.ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ

1.Совет директоров Банка России принял решение повысить ключевую ставку c 28 февраля 2022 года до 20% годовых

❗️Размер ключевой ставки имеет значение, в частности, при начислении заказчикам и поставщикам пени за просрочку исполнения обязательств по контракту в соответствии с ч.ч. 5 и 7 ст. 34 Закона N 44-ФЗ.

Подробнее👇🏻

https://gkgz.ru/bank-rossii-povysil-klyuchevuyu-stavku-do-20/

2.Самые интересные новости для специалиста по закупкам за февраль

Смотрим👇🏻

https://gkgz.ru/samye-interesnye-novosti-dlya-spetsialista-po-zakupkam-za-fevral/

3.Минфин рассказал об особенностях определения цены контракта, заключаемого с единственным контрагентом

По мнению представителей министерства, в случае, если в соответствии с ч. 22 ст. 22 Закона N 44-ФЗ установлен порядок определения НМЦК в определенных сферах деятельности, цена контракта, заключаемого на основании п.п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, определяется в соответствии с положениями указанных нормативных правовых актов, при этом обязанность включения в контракт обоснования такой цены отсутствует.

Документ: Письмо Минфина России от 14 февраля 2022 г. N 24-06-08/9965

Подробнее

https://gkgz.ru/minfin-rasskazal-ob-osobennostyah-opredeleniya-tseny-kontrakta-zaklyuchaemogo-s-edinstvennym-kontragentom

4.Минфин подготовил изменения в Порядок выставления и получения счетов-фактур в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи, утвержденный приказом Минфином России от 5 февраля 2021 г. № 14н

Проект разработан в целях предоставления поставщикам возможности по контрактам, заключенным в соответствии с 44-ФЗ, подписания электронных документов о приемке и счетов-фактур в рамках одной информационной системы – единой информационной системы в сфере закупок, в том числе при реализации товаров, подлежащих обязательной прослеживаемости в соответствии с требованиями законодательства о национальной системе прослеживаемости товаров.

Документ: Проект приказа Минфина ID проекта 01/02/03-22/00125423

Подробнее

https://gkgz.ru/minfin-podgotovil-izmeneniya-v-poryadok-vystavleniya-i-polucheniya-schetov-faktur-v-elektronnoj-forme/

5.Минстрой России дал разъяснения об изменении цен на строительные госконтракты

Документ: Письмо Минстроя России от 01.03.2022 г. N 7797-ИФ/09

Подробнее👇🏻

https://gkgz.ru/minstroj-rossii-dal-razyasneniya-ob-izmenenii-tsen-na-stroitelnye-goskontrakty/

6.Экстренные поправки в законодательство о закупках: рассмотрим изменения детально

Документ: Проект Закона № 80712-8

Подробнее👇🏻

https://gkgz.ru/ekstrennye-popravki-v-zakonodatelstvo-o-zakupkah-rassmotrim-izmeneniya-detalno/

7.Казначейство рассказало, как оформлять изменения электронного документа о приемке по Закону N 44-ФЗ

Документ: Письмо Казначейства России от 08.02.2022 N 14-00-05/2543

Подробнее👇🏻

https://gkgz.ru/kaznachejstvo-rasskazalo-kak-oformlyat-izmeneniya-elektronnogo-dokumenta-o-priemke-po-zakonu-n-44-fz/

8.ФНС России разъяснила, как получить квалифицированную электронную подпись

Подробнее👇🏻

https://gkgz.ru/fns-rossii-razyasnila-kak-poluchit-kvalifitsirovannuyu-elektronnuyu-podpis/

III.СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА

1.Верховный Суд напомнил нюансы взыскания неустойки

Суд подчеркнул, что основанием для уменьшения неустойки может служить только явная ее несоразмерность последствиям нарушения обязательств.

Подробнее👇🏻

https://gkgz.ru/verhovnyj-sud-napomnil-nyuansy-vzyskaniya-neustojki/

2.УФАС: доптребования в госзакупке нужны при ремонте не только автодороги, но и ее элементов

Документ: Решение Оренбургского УФАС России от 07.02.2022 по делу N 056/06/31-78/2022

Подробнее👇🏻

https://gkgz.ru/ufas-doptrebovaniya-v-goszakupke-nuzhny-pri-remonte-ne-tolko-avtodorogi-no-i-ee-elementov/

3.Минстрой России выпустил разъяснение об изменении цен на строительные госконтракты

Минстрой России выпустил письмо “Об изменении цены контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, в связи с ростом цен на строительные ресурсы”.

Документ: Письмо Минстроя России от 01.03.2022 г. N 7797-ИФ/09

Подробнее👇🏻

https://gkgz.ru/minstroj-rossii-vypustil-razyasnenie-ob-izmenenii-tsen-na-stroitelnye-goskontrakty/

4.Если результаты исполнения госконтракта не могу быть использованы по назначению, основания для оплаты отсутствуют

Если подрядчиком не достигнут окончательный результат работ, а часть выполненных работ не имеет для заказчика потребительской ценности и не может быть использована последним в целях, указанных в госконтрактах, значит у заказчика отсутствуют основания для оплаты таких работ, следует из определения Верховного Суда.

Документ: Определение #ВСРФ № 308-ЭС21-29267 от 24.02.2022 по делу № А32-6970/2019

Подробнее👇🏻

https://gkgz.ru/esli-rezultaty-ispolneniya-goskontrakta-ne-mogu-byt-ispolzovany-po-naznacheniyu-osnovaniya-dlya-oplaty-otsutstvuyut/

5.Довод об удорожании товара не помог победителю избежать РНП за просрочку подписания госконтракта

Документ: Решение Пензенского УФАС России от 14.01.2022 N 058/06/104-39/2022

Подробнее👇🏻

https://gkgz.ru/dovod-ob-udorozhanii-tovara-ne-pomog-pobeditelyu-izbezhat-rnp-za-prosrochku-podpisaniya-goskontrakta/

6.Административный штраф за нарушение госконтракта: интересные примеры из практики за 2020 – 2021 годы

Поставщика могут наказать, если он нарушил госконтракт без уважительных причин и нанес тем самым существенный вред интересам государства и общества. Однако какие именно причины будут считаться уважительными и какие последствия существенными, решают суды. Рассмотрим наиболее интересные кейсы.ю

Подробнее👇🏻

https://gkgz.ru/administrativnyj-shtraf-za-narushenie-goskontrakta-interesnye-primery-iz-praktiki-za-2020-2021-gody/

7.Пять вопросов эксперту в феврале (44-ФЗ)

Деловой сезон в разгаре, и вопросов у поставщиков все больше — самые популярные разбираем с нашими экспертами. В этой статье расскажем, можно ли заменить товар при исполнении контракта, по каким причинам могут отклонить заявку на участие в аукционе и нужно ли поставщикам предоставлять оригиналы независимых гарантий.

Читаем👇🏻

https://gkgz.ru/5-voprosov-ekspertu-v-fevrale-44-fz/

8.КС РФ: участие в закупке лица, не имеющего надлежаще оформленной лицензии, не является недобросовестной конкуренцией

Документ: Постановление Конституционного Суда РФ от 17 февраля 2022 г. N 7-П

Подробнее👇🏻

https://gkgz.ru/ks-rf-uchastie-v-zakupke-litsa-ne-imeyushhego-nadlezhashhe-oformlennoj-litsenzii-ne-yavlyaetsya-nedobrosovestnoj-konkurentsiej/

9.ВС РФ: коллективный участник подтверждает опыт по Закону N 223-ФЗ суммарной стоимостью показателей

Документ: Определение #ВСРФ от 22.02.2022 N 307-ЭС21-29019 по делу № А56-96757/2020

Подробнее👇🏻

https://gkgz.ru/vs-rf-kollektivnyj-uchastnik-podtverzhdaet-opyt-po-zakonu-n-223-fz-summarnoj-stoimostyu-pokazatelej/

10.При заключении контракта с условием поставки по заявкам заказчика, заказчик не обязан выбрать весь объем товара

Включение в условия контракта обязанности заказчика направить заявку на поставку партии товара не означает вменения ему обязанности приобретения товара, необходимости в котором у него уже не имеется. Без предварительной заявки заказчика у поставщика не наступили обязательства по формированию партий товара и их доставке грузополучателю, а у заказчика не возникло обязательств по приемке предварительно не заявленного товара, следует из постановления АС Волго-Вятского округа, поддержанного Верховным Судом.

❗️Судебные инстанции исходили из отсутствия у заказчика обязанности направлять поставщику заявки в пределах строго обусловленной суммы, указав, что ненаправление заказчиком заявки на поставку товара, в том числе на весь объем товара по спецификации, нельзя рассматривать как нарушение заказчиком условий контракта или его неправомерное поведение.

Суды установив, что на момент рассмотрения спора срок действия контракта истек, обязательства сторон по поставке и приемке товара после 31.12.2020 прекратились, пришли к выводу о том, что требование об обязании ответчика принять спорный товар является неправомерным.

Документ: Определение #ВСРФ №301-ЭС21-29622 по делу № А28-1889/2021

Подробнее👇🏻

https://gkgz.ru/pri-uslovii-postavki-tovara-po-zayavkam-zakazchika-zakazchik-ne-obyazan-vybrat-ves-obem-tovara-po-kontraktu/

IV.ВОПРОСЫ – ОТВЕТЫ

1.Нужно ли выделять в контракте отдельные этапы его исполнения, если поставка осуществляется по заявкам заказчика?

В организации часть контрактов исполняется периодически, то есть по заявкам заказчика (продукты питания). Оплата осуществляется после каждой приемки товара, и этапы исполнения не закреплены в контракте как отдельные этапы, потому что при планировании невозможно было спрогнозировать точный объем и необходимые даты поставки товаров (работ, услуг). Как с 01.01.2022 с учетом п. 8.4 ч. 1 ст. 3 Закона N 44-ФЗ отражать в контрактах без объема информацию об этапах исполнения, когда на стадии планирования спрогнозировать объем и даты поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг не представляется возможным? Какой порядок отражения такой информации в реестре контрактов?

📌Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Заказчик не обязан включать информацию об отдельных этапах исполнения контракта при осуществлении закупок, в отношении которых не устанавливается заранее определенного объема, в текст контракта или в реестр контрактов. Информацию и документы о частичном исполнении такого контракта целесообразно направлять в реестр контрактов по каждому факту приемки товаров, работ, услуг и их оплаты по контракту.

Обоснование вывода:👇🏻

https://gkgz.ru/nuzhno-li-vydelyat-v-kontrakte-otdelnye-etapy-ego-ispolneniya-esli-postavka-osushhestvlyaetsya-po-zayavkam-zakazchika/

2.Имеет ли право Заказчик при проведении электронного аукциона в соответствии с Законом N 44-ФЗ на оказание услуг по перевозке организованных групп детей к месту отдыха и обратно железнодорожным транспортом требовать документы, подтверждающие выделение подвижного состава для перевозки организованной группы детей к месту отдыха и обратно (гарантийное письмо, копию договора) на момент подачи заявок, на момент заключения контракта, в части технического задания? Не будет ли это признано ограничением конкуренции?

📌Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Заказчик не вправе требовать представления участниками закупки дополнительных документов, подтверждающих выделение подвижного состава, как при подаче заявок, так и при заключении контракта, однако, на наш взгляд, условие об обязанности перевозчика представлять такие документы может быть предусмотрено контрактом.

Обоснование вывода:👇🏻

https://gkgz.ru/vopros-o-zakupke-po-44-fz-okazanie-uslug-po-perevozke-organizovannyh-grupp-detej-k-mestu-otdyha-i-obratno/

3.Должен ли заказчик применять типовые формы контрактов с 01.01.2022?

Согласно действующей редакции ч. 11 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” Правительство Российской Федерации вправе установить типовые условия контрактов, подлежащие применению заказчиками при осуществлении закупок. С 1 января 2022 г. в указанной норме больше не упоминаются типовые контракты.

Однако, как следует из ч. 12 ст. 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ, условия типовых контрактов и типовые условия контрактов, утвержденные до 1 января 2022 года, применяются в части, не противоречащей Закону N 44-ФЗ, до утверждения Правительством РФ типовых условий контрактов в соответствии с ч. 11 ст. 34 Закона N 44-ФЗ в действующей редакции. То есть в настоящее время условия ранее утвержденных типовых контрактов применяются в части, не противоречащей Закону N 44-ФЗ (в редакции Закона N 360-ФЗ), до момента утверждения Правительством Российской Федерации соответствующих типовых условий контрактов (смотрите также письмо Минфина России от 12.10.2021 N 24-06-06/82500).

Особо отметим, что, согласно ч. 15 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, предусмотренные ч. 11 ст. 34 Закона N 44-ФЗ типовые контракты, типовые условия контрактов не применяются в случаях, перечисленных в этой норме. Таким образом, заказчики вправе не применять типовые контракты при заключении контрактов на основании п. 1, пп. 4 и 5 (за исключением контрактов, заключенных в соответствии с ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ), пп. 8, 15, 20, 21, 23, 26, 28, 29, 40, 41, 44, 45, 46, 51-53 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.

Подробнее👇🏻

https://gkgz.ru/dolzhen-li-zakazchik-primenyat-tipovye-formy-kontraktov-s-01-01-2022/

4.Что делать поставщику, который столкнулся с невозможностью исполнения своих обязательств по госконтракту?

Во-первых, нужно четко отграничить ситуации, когда исполнение контракта невозможно в принципе (например, вследствие прекращения поставок иностранных товаров в Российскую Федерацию), от ситуаций, когда исполнение контракта сделалось убыточным, но не невозможным (например, вследствие роста цен из-за валютного скачка).

Во-вторых, набор возможностей может быть разным в зависимости от того, идет ли речь об уже заключенном или еще только заключаемом контракте.

Подробнее 👇🏻 смотрим что делать поставщику

https://gkgz.ru/chto-delat-postavshhiku-kotoryj-stolknulsya-s-nevozmozhnostyu-ispolneniya-svoih-obyazatelstv-po-kontraktu/

5.Как расторгнуть контракт в одностороннем порядке, если аукцион был заключен в 2021 году? Каков порядок расторжения (процедура)? По новому закону согласно изменениям от 01.01.2022 или по старому закону, до вступления изменений? Если по новому закону согласно изменениям, какова вся процедура расторжения со стороны заказчика (что в данной ситуации будет являться надлежащим уведомлением поставщика)?

Смотрим ответ👇🏻

https://gkgz.ru/vopros-o-rastorzhenii-goskontrakta-v-odnostoronnem-poryadke/

Смотрим предыдущий 👉🏻 Обзор закупочного законодательства с 21.02.2022 по 27.02.2022
По вопросам приобретения полного обзора обращайтесь в редакцию

Отправить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите цифры *Капча загружается...