Обзор закупочного законодательства с 22.11.2021 по 28.11.2021

Обзор закупочного законодательства с 22.11.2021 по 28.11.2021

В помощь специалистам, заказчикам, поставщикам. Представляем краткий обзор изменений закупочного законодательства, судебной и антимонопольной практики за прошедшую неделю. В материал вошли новости, законодательные инициативы, разъяснения госорганов, опубликованные в нашем издании по теме – государственные (муниципальные) закупки (44-ФЗ, 223-ФЗ), также представлена административная практика и ответы на вопросы.

I.ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
II.ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ
III.СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА
IV.ВОПРОСЫ – ОТВЕТЫ

I.ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

1.Минстрой внес изменения в типовой контракт на выполнение работ по строительству (реконструкции) объекта капстроительства

Минстрой внес изменения в Типовые условия контрактов на выполнение работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства, утвержденные приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 14 января 2020 г. № 9/пр. Приказ об этом сегодня опубликован на сайте.

Документ: Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 14.10.2021 № 750/пр

Подробнее👇🏻

https://gkgz.ru/minstroj-vnes-izmeneniya-v-tipovoj-kontrakt-na-vypolnenie-rabot-po-stroitelstvu-rekonstruktsii-obekta-kapstroitelstva/

2.Внесены изменения в Правила формирования и ведения в ЕИС каталога товаров, работ, услуг

Внесены изменения в Правила формирования и ведения в #ЕИС каталога товаров, работ, услуг (КТРУ), которые вступают в силу с 01 января 2022 года.

Документ: Постановление Правительства Российской Федерации от 20.11.2021 № 1994 “О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. № 145”

Подробнее

https://gkgz.ru/vneseny-izmeneniya-v-pravila-formirovaniya-i-vedeniya-v-eis-kataloga-tovarov-rabot-uslug/

3.В постановление Правительства (ПП 616) о запретах на закупку иностранной продукции внесены изменения

В постановление Правительства РФ от 30 апреля 2020 г. № 616 внесены изменения. Документ сегодня опубликован на сайте.

В Перечень промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для госнужд вошло 146 позиций.

Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением пунктов 1, 3 и 10 изменений, и пункта 3 приложения к постановлению, которые вступают в силу по истечении 20 дней со дня официального опубликования постановления.

Документ: Постановление Правительства Российской Федерации от 20.11.2021 № 1989

Подробнее👇🏻

https://gkgz.ru/v-postanovlenie-pravitelstva-pp-616-o-zapretah-na-zakupku-inostrannoj-produktsii-vneseny-izmeneniya/

4.В постановление Правительства РФ от 5 февраля 2015 г. N 102 “Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд” внесли изменения.

Документ сегодня опубликован на сайте.

Подробнее👇🏻

https://gkgz.ru/v-postanovlenie-ob-ogranicheniyah-dopuska-otdelnyh-vidov-medizdelij-proishodyashhih-iz-inostrannyh-gosudarstv-vneseny-izmeneniya-pp-102/

5.Правительством утверждены правила казначейского сопровождения госконтрактов

Правительство утвердило Правила казначейского сопровождения государственных (муниципальных) контрактов о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг; договоров (соглашений) о предоставлении субсидий, договоров о предоставлении бюджетных инвестиций в соответствии со статьей 80 БК РФ, договоров о предоставлении взносов в уставные (складочные) капиталы (вкладов в имущество) юридических лиц (их дочерних обществ), источником финансового обеспечения исполнения которых являются субсидии и бюджетные инвестиции; контрактов (договоров) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, источником финансового обеспечения исполнения обязательств по которым являются средства, указанные в абзацах втором и третьем.

Документом устанавливается расширенное казначейское сопровождение в отношении:

а) расчетов по госконтрактам цена которых составляет 1 млрд и более, договорам (соглашениям), заключаемым на сумму 1 млрд и более, источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета, а также расходов по контрактам (договорам), заключаемым в целях исполнения указанных госконтрактов, договоров (соглашений) на сумму более 600 тыс рублей, предметом которых является строительство (реконструкция, в т.ч. с элементами реставрации, техническое перевооружение) объектов капстроительства или приобретение объектов недвижимого имущества;

б) расчетов по госконтрактам, заключаемым в целях обеспечения федеральных нужд с ЕП, определенным в соответствии с пунктами 2, 24 и 25 части 1 статьи 93 №44-ФЗ, НМЦК которых составляет 1 млрд и более, а также расчетов по контрактам (договорам), заключенным в целях исполнения указанных госконтрактов на сумму более 600 тыс рублей.;

в) расчетов по госконтрактам, договорам (соглашениям), контрактам (договорам), предмет которых определен в пунктах выше, источником финансового обеспечения исполнения которых являются средства, предоставляемые из бюджета субъекта РФ (местного бюджета), в случае, если размер цены (суммы) определен законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ (решением о местном бюджете) с учетом положений подпункта 1 пункта 1 статьи 24226 БК РФ;

г) иных средств, не указанных в пунктах выше, определенных правовым актом Правительства РФ, предусмотренных пунктом 1 статьи 24224 и подпунктом 2 пункта 1 статьи 24226 БК РФ.

Постановление вступает в силу с января 2022 г.

Документ: Постановление Правительства РФ от 24.11.2021 № 2024 “О правилах казначейского сопровождения”

Подробнее👇🏻

https://gkgz.ru/pravitelstvom-utverzhdeny-pravila-kaznachejskogo-soprovozhdeniya-goskontraktov/

6.В требования к условиям контракта на энергосервис внесли изменения

Внесены изменения в приложения N 1 и 2 к постановлению Правительства РФ от 18 августа 2010 г. N 636 “О требованиях к условиям энергосервисного договора (контракта) и об особенностях определения начальной (максимальной) цены энергосервисного договора (контракта) (цены лота)”. Документ опубликован на официальном портале.

Документ: Постановление Правительства РФ от 25.11.2021 № 2036

Подробнее👇🏻

https://gkgz.ru/v-trebovaniya-k-usloviyam-kontrakta-na-energoservis-vnesli-izmeneniya/

II.ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ

1.Минфин разъяснил, что закупки у субъектов МСП по 223-ФЗ могут проводиться в том числе неконкурентными способами

Минфин России рассмотрел обращение по вопросам применения Закона N 223-ФЗ и Постановление Правительства РФ от 11.12.2014 N1352. «Свежее» письмо Минфина о том, что закупки у субъектов МСП по 223-ФЗ могут проводиться в том числе неконкурентными способами.

Смотрим ответ: Письмо Минфина России от 22.11.2021 N 24-04-09/94110 👇🏻

https://gkgz.ru/minfin-razyasnil-chto-zakupki-u-subektov-msp-po-223-fz-mogut-provoditsya-v-tom-chisle-nekonkurentnymi-sposobami/

2.Гособоронзаказ: новые требования к закупкам вооружения и военной техники под угрозой срыва

С 23 ноября деятельность по сервисному обслуживанию вооружения и военной техники (ВВТ) подлежит лицензированию. На контракты, заключенные до этой даты, указанное требование не распространяется.

Сервисное обслуживание ВВТ является частью жизненного цикла военной продукции и включает в себя гарантийные обязательства, а также текущий ремонт ВВТ.

Как обычно, подножку заказчикам поставил Минпромторг России. Министерство не обеспечило выпуск постановления правительства о лицензировании сервисного обслуживания ВВТ несмотря на то, что на это у министерства было 180 дней после подписания закона, – считают на канале Закупки и госзаказ.

👉🏻По закупкам, опубликованным в настоящее время, рекомендуется внести изменения в аукционную документацию в части установления требования к участникам таких закупок о наличии действующей лицензии на соответствующее сервисное обслуживание ВВТ.

Правда, из-за срыва Минпромторгом России сроков подготовки и выпуска постановления правительства о новом виде лицензирования поставщики вооружения и военной техники пока не смогут предоставить в составе заявки копию действующей лицензии, уточнили специалисты. #ГОЗ

Документ: ФЗ от 26 мая 2021 г. N 156-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”

https://gkgz.ru/gosoboronzakaz-novye-trebovaniya-k-zakupkam-vooruzheniya-i-voennoj-tehniki-pod-ugrozoj-sryva/

3.Таблица по срокам размещения документов и сведений, предусмотренных положениями № 223-ФЗ и НПА

В помощь специалистам, заказчикам, поставщикам представляем таблицу по срокам размещения документов и сведений, предусмотренных положениями № 223-ФЗ и НПА.

Смотрим👇🏻

https://gkgz.ru/tablitsa-po-srokam-razmeshheniya-dokumentov-i-svedenij-predusmotrennyh-polozheniyami-223-fz-i-npa/

4.Минфин разъяснил, что закупки у субъектов МСП по 223-ФЗ могут проводиться в том числе неконкурентными способами

Минфин России рассмотрел обращение по вопросам применения Закона N 223-ФЗ и Постановление Правительства РФ от 11.12.2014 N1352. «Свежее» письмо Минфина о том, что закупки у субъектов МСП по 223-ФЗ могут проводиться в том числе неконкурентными способами.

Смотрим ответ: Письмо Минфина России от 22.11.2021 N 24-04-09/94110 👇🏻

https://gkgz.ru/minfin-razyasnil-chto-zakupki-u-subektov-msp-po-223-fz-mogut-provoditsya-v-tom-chisle-nekonkurentnymi-sposobami/

5.При проведении закупок охранных услуг критерий «качество» будет составлять 60% по отношению к «цене»

👉🏻Также Минфин озвучил, что с 01.01.2022 г вступит в силу приказ об утверждении типового контракта на оказание охранных услуг.

В рамках заседания обсуждалось предложение установить повышенные требования к лицам, непосредственно осуществляющим охранную деятельность, а также утвердить профессиональные стандарты.

Подробнее👇🏻

https://gkgz.ru/pri-provedenii-zakupok-ohrannyh-uslug-kriterij-kachestvo-budet-sostavlyat-60-po-otnosheniyu-k-tsene/

6.С 2022 года банки и гарантийные организации станут субъектами контроля Закона о контрактной системе

👉🏻Напрямую (в порядке, предусмотренном главой 6 Закона) обжаловать их действия в антимонопольной службе не получится. Такое обращение будет рассмотрено в рамках статьи 99 Закона (контроль в сфере закупок – прим.), уточнила Ольга Горбачева.

Подробнее👇🏻

https://gkgz.ru/s-2022-goda-banki-i-garantijnye-organizatsii-stanut-subektami-kontrolya-zakona-o-kontraktnoj-sisteme/

7.Озор изменений в 223-ФЗ. Часть 1:

1️⃣Извещение и документация.

🔷В извещениях и документациях о конкурентной закупке исключено понятие «цена лота».

❗️Заказчики обратите внимание, что в Положениях о закупках в рамках конкурентных процедур понятие «цена лота» не должно присутствовать.

🔷Исключена возможность формирования цены договора в документации без учета расходов на уплату налогов и других обязательных платежей (в частности, без учета НДС).

Теперь в документациях о конкурентной закупке обязательно обоснование НМЦД, включая информацию о расходах на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей.

2️⃣Положение о закупках.

Заказчики обязаны предусмотреть в ПоЗ порядок определения и обоснования НМЦД, включая порядок определения формулы цены (уже с 16.07.2021г).

3️⃣Протоколы

Теперь протоколы, составляемые в ходе закупки, должны будут содержать:

✅сведений об объеме,

✅цене закупаемых ТРУ,

✅срока исполнения контракта,

✅причины, по которым конкурентная закупка признана несостоявшейся, а также иную информацию, предусмотренную Законом № 223-ФЗ и положением о закупке, размещенном в ЕИС.

4️⃣ «Оптимизационный пакет»

№ 360-ФЗ от 02.07.2021 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» исключает с 01.01.2022 из № 44 -ФЗ некоторые способы определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а именно:

➖конкурс с ограниченным участием,

➖двухэтапный конкурс

➖запрос предложений.

Соответствующие изменения в части применения данных способов заказчиками, вынужденными в соответствии с ч. 8.1 ст. 3 № 223-ФЗ временно руководствоваться положениями № #44ФЗ, внесены в статьи 3 и 8 № #223ФЗ

Подробнее👇🏻

https://gkgz.ru/obzor-izmenenij-v-223-fz-chast-1/

8.Запрет допуска импортной продукции: новые требования

Минпромторг вновь решил поменять правила запрета допуска иностранной продукции.

📌С 15 декабря 2021 года:

1️⃣нужно руководствоваться новым, расширенным перечнем товаров, которые попали под запрет;

2️⃣можно закупать импортный товар, стоимость которого не превышает 300 тыс. руб. (вместо 100 тыс. руб. сейчас); но здесь же прописали новый перечень товаров, на которые это исключение распространяться не будет, т.е. по ним запрет будет действовать всегда, вне зависимости от его стоимости;

3️⃣нельзя будет закупить импортные расходники и запчасти к машинам и оборудованию, предустановленным у заказчика (!);

4️⃣можно будет закупить товары из перечня иностранного производства для оказания медпомощи, вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения, ликвидации ЧС, в условиях режима повышенной готовности (переписали случай закупки у едпоставщика по пункту 9 ч. 1 ст. 93);

5️⃣можно осуществлять аренду импортных товаров;

6️⃣при осуществлении закупок станков (пункты 62-66 нового перечня) не допускается их приобретение, если такое оборудование содержит иностранное ПО; такой запрет не применяется, если такая продукция не производится в ЕАЭС;

7️⃣исключено доптребование (которое было невыполнимым на практике) к участникам закупки одежды, головных уборов, тканей об использовании при их производстве промтоваров материалов, полуфабрикатов с территории РФ или других государств ЕАЭС;

8️⃣на этапе исполнения поставщикам придется представить заказчику документы, подтверждающие страну происхождения товара, на основе которых промпродукция была ранее включена в российский/евразийский реестр промпродукции, в единый реестр продукции радиоэлектроники.

Читайте статью👉🏻 В постановление Правительства (ПП 616) о запретах на закупку иностранной продукции внесены изменения

(https://gkgz.ru/v-postanovlenie-pravitelstva-pp-616-o-zapretah-na-zakupku-inostrannoj-produktsii-vneseny-izmeneniya/)Подробнее👇🏻

https://gkgz.ru/zapret-dopuska-importnoj-produktsii-novye-trebovaniya/

III.СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА

1.ВС РФ указал ФАС на ошибки при рассмотрении заявления заказчика о включении сведений в РНП

Нормативными актами не предусмотрены случаи, позволяющие антимонопольному органу (ФАС) вернуть заявление заказчика о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков без рассмотрения его по существу, следует из определения Верховного Суда.

Документ: Определение #ВСРФ от 26 октября 2021 года №307-ЭС21-19006  по делу №А56-58371/2020

Подробнее👇🏻

https://gkgz.ru/vs-rf-ukazal-fas-na-oshibki-pri-rassmotrenii-zayavleniya-zakazchika-o-vklyuchenii-svedenij-v-rnp/

2.Верховный Суд указал на исключение из общего правила по признанию контракта ничтожным

Непредставление поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения либо несоответствие представленного обеспечения требованиям законодательства о контрактной системе по общему правилу является основанием для признания заключенного контракта ничтожным.

Вместе с тем, руководствуясь правовой позицией, изложенной в Определении ВС РФ от 18.10.2018 № 305- ЭС18-6679, указанное выше общее правило не исключает возможность признания контракта действительным исходя из установленных обстоятельств конкретного дела, следует из определения Верховного Суда.

Документ: Определение #ВСРФ от 17 ноября 2021 года №301-ЭС21-21365 по делу №А79-10425/2020

Подробнее👇🏻

https://gkgz.ru/verhovnyj-sud-ukazal-na-isklyuchenie-iz-obshhego-pravila-po-priznaniyu-kontrakta-nichtozhnym/

3.ВС РФ: Определение цены госконтракта находится вне правовой воли антимонопольного органа

Определение цены контракта находится вне правовой воли антимонопольного органа, следует из определения Верховного Суда.

Документ: Определение #ВСРФ № 304-ЭС21-21248 от 19 ноября 2021 года по делу №А27-21523/2020

Подробнее👇🏻

https://gkgz.ru/vs-rf-opredelenie-tseny-goskontrakta-nahoditsya-vne-pravovoj-voli-antimonopolnogo-organa/

4.ВС РФ указал, когда жалобы на действия организатора торгов не рассматриваются по правилам статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ

Если доля участия лиц, указанных в части 2 статьи 1 Закона о закупках (#223ФЗ) в уставном капитале Общества не превышает 50 %, само Общество в перечень данных юридических лиц не входит, следовательно, действие Закона о закупках на это Общество не распространяется. У антимонопольного органа отсутствуют правовые основания для рассмотрения жалоб в порядке, установленном статьей 18.1 Закона № 135-ФЗ, следует из определения Верховного суда.

Документ: Определение #ВСРФ № 306-ЭС21-21233 от 18 ноября 2021 года по делу №А65-21735/2020

Подробнее👇🏻

https://gkgz.ru/vs-rf-ukazal-kogda-zhaloby-na-dejstviya-organizatora-torgov-ne-rassmatrivayutsya-po-pravilam-stati-18-1-zakona-135-fz/

5.Апелляционная коллегия ФАС отправила на новое рассмотрение прекращенное дело Тульского УФАС о завышении цен монополистом

При определении является ли монопольно высокой цена товара не может быть применён метод сопоставимых рынков в случае отсутствия соответствующих товарных рынков, находящихся в состоянии конкуренции; при использовании затратного метода антимонопольным органом в обязательном порядке должен быть проведен анализ обоснованности предоставляемых ответчиком по делу о нарушении антимонопольного законодательства расчетов стоимости товара, следует из решения Апелляционной коллегии ФАС России.

Суть дела👇🏻

https://gkgz.ru/apellyatsionnaya-kollegiya-fas-otpravila-na-novoe-rassmotrenie-prekrashhennoe-delo-tulskogo-ufas-o-zavyshenii-tsen-monopolistom/

6.Госзаказчик может взыскать с поставщика штраф, если недостатки товара выявили после приемки

Заказчик принял и оплатил товар по контракту. Ревизоры выявили, что часть продукции не отвечает его условиям. Заказчик потребовал от поставщика уплатить штраф, но он этого не сделал.

Суд поддержал заказчика. Апелляция с этим не согласилась:

  • товар приняли без замечаний к качеству, о недостатках своевременно не заявили;
  • нет данных о том, что проводили экспертизу продукции и ее результаты направляли поставщику;
  • обеспечение контракта вернули;
  • ревизию провели спустя 5 месяцев после окончания срока действия контракта. При ее оформлении поставщик не присутствовал. Неясно, какой именно товар проверяли.

Кассация сочла, что основания для штрафа есть:

  • несоответствие товара условиям контракта доказали. Первая инстанция не устанавливала обстоятельств поставки некачественной продукции;
  • поставщик не отрицал, что представил ненадлежащую продукцию;
  • нарушение порядка приемки не означает, что товар соответствует контракту, и не исключает право предъявить претензию к его недостаткам. Оно лишь может затруднить доказывание факта поставки ненадлежащей продукции;
  • заказчик вправе предъявить претензию даже по окончании срока действия контракта. Он сделал это в разумный срок.

👉🏻Не все суды при сходных обстоятельствах согласны с позицией кассации. Например, оснований для штрафа не нашли ВС РФ (Определение ВС РФ от 21.05.2021 N 303-ЭС21-7546 по делу N А51-4912/2020), АС Волго-Вятского округа (Постановление АС Волго-Вятского округа от 22.12.2020 N Ф01-14711/2020 по делу N А43-2189/2020), отметили специалисты КонсультантПлюс.

Документ: Постановление АС Западно-Сибирского округа от 12.11.2021 по делу N А03-18435/2020

Подробнее👇🏻

https://gkgz.ru/goszakazchik-mozhet-vzyskat-s-postavshhika-shtraf-esli-nedostatki-tovara-vyyavili-posle-priemki/

7.ВС РФ встал на сторону Росздравнадзора по вопросу совместимости принадлежностей медоборудования

Все, кто закупают расходные материалы и запчасти к медтехнике, особенно, к закрытым системам, знают о легендарном письме Росздравнадзора от 05.02.2016 N 09-С-571-1414.

Суть решения в том, что письмо отвечает всем требованиям документа разъяснительного характера, никаких новых норм не устанавливает, обязательным документом для правоприменения его никто не называл. А в себе оно содержит лишь адекватное и полное разъяснение норм законодательства, регулирующего обращение медицинских изделий в части “совместимости/несовместимости”.

Документ: Решение Верховного Суда РФ от 16.08.2021 N АКПИ21-444

Подробнее👇🏻

https://gkgz.ru/vs-rf-vstal-na-storonu-roszdravnadzora-po-voprosu-sovmestimosti-prinadlezhnostej-medoborudovaniya/

8.Указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, не всегда может свидетельствовать об ограничении круга потенциальных участников закупки

Само по себе указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не всегда может свидетельствовать об ограничении круга потенциальных участников закупки, следует из решение Апелляционной коллегии ФАС России.

Документ: Решение Апелляционной коллегии ФАС России от 09 июня 2021 г. по делу №048/01/17-1022/2020

Подробнее👇🏻

https://gkgz.ru/ukazanie-zakazchikom-v-auktsionnoj-dokumentatsii-osobyh-harakteristik-tovara-ne-vsegda-mozhet-svidetelstvovat-ob-ogranichenii-kruga-potentsialnyh-uchastnikov-zakupki/

IV.ВОПРОСЫ – ОТВЕТЫ

1.Обязательна ли в 2022 году электронная приемка исполнения по контрактам, заключенным в 2021 году?

Специалисты Минфина России напомнили, что 1 января 2022 года вступает в силу ч. 13 ст. 94 Закона N 44-ФЗ, которая предусматривает в том числе порядок оформления приемки результатов исполнения контрактов с использованием ЕИС.

При этом они отметили, что согласно п. 2 ст. 422 ГК РФ, если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров. Вместе с тем указанное исключение из правила в Федеральном законе от 02.07.2021 N 360-ФЗ, в соответствии с которым в ст. 94 Закона N 44-ФЗ внесены изменения, не содержится.

Таким образом, подчеркивают представители министерства, приемка поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги осуществляется в установленном контрактом порядке в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ.

Напомним, что информация и документы, предусмотренные ч. 13 ст. 94 Закона N 44-ФЗ, с 1 января до 1 апреля 2022 года не размещаются в #ЕИС. #электроннаяприемка #44ФЗ

Документ: Письмо Минфина России от 3 ноября 2021 г. N 24-06-07/89252

Подробнее👇🏻

https://gkgz.ru/obyazatelna-li-v-2022-godu-elektronnaya-priemka-ispolneniya-po-kontraktam-zaklyuchennym-v-2021-godu/

2.Вопрос по оплате заказчиком исполненных, но не оформленных работ

Между заказчиком и исполнителем на открытом аукционе заключен контракт на оказание услуг. В качестве обеспечения исполнения контракта исполнитель предоставил денежные средства. По условиям контракта исполнитель оказывает услуги, по окончании представляет по установленной контрактом форме акт приемки выполненных работ. В качестве исполнения гарантийный обязательств исполнитель предоставил банковскую гарантию. Услуги исполнитель оказал, представил акт и банковскую гарантию по исполнению гарантийных обязательств. Заказчик отказался принимать и оплачивать услуги, поскольку акт приемки был составлен с нарушением установленной формы, а также принимать в качестве обеспечения гарантийных обязательств банковскую гарантию, так как банковская гарантия содержала условие о принятии от бенефициара письменного требования не позднее последнего дня срока действия гарантии (не направления, например по почте, а именно получения гарантом по адресу банка). При этом бенефициар находится в Москве, услуги оказываются в Москве, а гарант находится в другом регионе. Заказчик составил акт об отказе приемки услуг с указанием срока для устранения недостатков. Исполнитель так и не представил по установленной форме акт приема-передачи и не исправил банковскую гарантию. Он обратился в суд о взыскании задолженности по контракту, обеспечительного платежа, насчитал штраф и пени.

Правомочна ли позиция заказчика в суде? Каковы шансы исполнителя на судебное взыскание, учитывая, что услуги оказаны, не оформлен только акт приемки работ? Законна ли не принятая заказчиком банковская гарантия с подобным условием?

📌Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

  1. Фактически оказанные услуги должны быть оплачены в полном объеме, даже в случае, если акты их приемки не были оформлены.
  2. Условие банковской гарантии об ограничении срока направления требования принятием его, а не отправкой в последний день срока действия банковской гарантии не соответствуют закону.

Обоснование вывода👇🏻

https://gkgz.ru/vopros-po-oplate-ispolnennyh-no-ne-oformlennyh-zakazchikom-rabot/

3.Вопрос: О возможности корректировки сметы

Заключается контракт в рамках Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ на строительство и капитальный ремонт объектов капитального строительства. При разработке проектно-сметной документации для строительства объекта был выполнен локально-сметный расчет, в котором использовались актуальные на тот момент сметно-нормативные базы. Смета проверку достоверности не проходила. На момент заключения контракта смета соответствовала требованиям законодательства. Был проведен аукцион (в состав аукционной документации входила разработанная проектно-сметная документация), определен подрядчик, заключен контракт. На момент выполнения работ подрядчиком сметно-нормативная база претерпела изменения, были отменены некоторые приказы и взамен них введены в действия новые приказы и дополнения, тем самым локальный сметный расчет, который был в составе аукционной документации, содержит в себе неактуальную информацию (не подлежащие использованию единичные расценки, приказы по определению накладных расходов и сметной прибыли и т.д.) Подрядчиком был выполнен и предоставлен новый локальный сметный расчет на выполнение этих работ с применением актуальных сметно-нормативных баз. В этом сметном расчете остались прежними виды, состав и объемы работ. Поменялась стоимость за выполненные работы в отдельных позициях, главах, но итоговая стоимость по смете путем применения понижающего коэффициента осталась как в первоначальном локальном сметном расчете (который был в составе аукционной документации). На основании нового локального сметного расчета подрядчиком для оплаты был предоставлен акт выполненных работ, в нем также не изменились виды, состав и объемы работ, а к итоговой сумме применен понижающий коэффициент. Дополнительные соглашения к контракту на перерасчет цен не заключались.

Проверяющий орган заказчику настоятельно рекомендует не принимать от подрядчика акты выполненных работ, которые составлены на основании нового локального сметного расчета, а использовать первоначальный сметный расчет.

Насколько правомерны рекомендации проверяющего органа? Возможно ли заказчику использовать локальные сметные расчеты с утратившими силу нормативами и оплачивать выполненные работы по акту, который составлен на основании смет с утратившими силу нормативами? Правомерно ли актуализировать сметные расчеты, по истечении времени и применять понижающие коэффициенты к итоговой стоимости (чтобы избежать повышения суммы в целом)?

📌Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Законом N 44-ФЗ не предусмотрена возможность корректировки сметы при наличии обстоятельств, указанных в вопросе. Указание в актах приемки выполненных работ стоимости выполненных работ с применением понижающих коэффициентов следует расценивать как ошибку.

Обоснование вывода👇🏻

https://gkgz.ru/vopros-o-vozmozhnosti-korrektirovki-smety/

4.Правомерно ли требовать от участников закупки указания в заявке показателей товара, если он не передается заказчику?

В описываемой ситуации требовать от участников закупки указывать в первой части заявки на участие в аукционе конкретные характеристики товара неправомерно.

ИЗ дословного прочтения п. 2 ч. 3 ст. 66 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ следует, что требовать указания конкретных характеристик товара возможно лишь в двух случаях:

1) при закупке товаров;

2) при закупке работ, услуг, в процессе выполнения, оказания которых заказчику поставляется товар.

При проведении закупки работ, услуг заказчик не вправе требовать предоставления в составе заявки конкретных показателей товара, если:

1) товар не передается заказчику по товарной накладной или акту передачи;

2) товар не принимается к бухгалтерскому учету заказчиком в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете »;

3) товаром являются строительные и расходные материалы, моющие средства и т. п., используемые при выполнении работ, оказании услуг, без которых невозможно выполнить работу или оказать услугу.

В данном случае предметом закупки являлись работы, связанные с осуществлением регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам. Товар при этом заказчику не поставлялся. Автомобильный транспорт с установленными заказчиком характеристиками использовался для выполнения таких работ.

Следовательно, требовать указания в заявке конкретных показателей товара заказчик не вправе. В данном случае участнику закупки достаточно выразить свое согласие на выполнение работ на условиях, установленных документацией о закупке.

Аналогичная позиция контролирующих органов изложена в:

—  Письме ФАС России от 25.06.2020 № ИА/53616/20;

—  Письме Минфина России от 17.02.2020 № 24-05-07/10764.

Подробнее👇🏻

https://gkgz.ru/pravomerno-li-trebovat-ot-uchastnikov-zakupki-ukazaniya-v-zayavke-pokazatelej-tovara-esli-on-ne-peredaetsya-zakazchiku/

Смотрим предыдущий👉🏻  Обзор закупочного законодательства с 15.11.2021 по 21.11.2021
По вопросам приобретения полного обзора обращайтесь в редакцию

Отправить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите цифры *Капча загружается...