Обзор закупочного законодательства с 10.01.2022 по 16.01.2022

Обзор закупочного законодательства с 10.01.2022 по 16.01.2022

В помощь специалистам, заказчикам, поставщикам. Представляем краткий обзор изменений закупочного законодательства, судебной и антимонопольной практики за прошедшую неделю. В материал вошли новости, законодательные инициативы, разъяснения госорганов, опубликованные в нашем издании по теме – государственные (муниципальные) закупки (44-ФЗ, 223-ФЗ), также представлена административная практика и ответы на вопросы.

I.ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
II.ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ
III.СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА
IV.ВОПРОСЫ – ОТВЕТЫ

I.ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

1.Утвержден новый порядок согласования проведения закрытых госзакупок

Кабмин утвердил новый порядок согласования проведения закрытых аукционов и конкурсов. Постановление Правительства определяет порядок направления обращений о согласовании проведения закрытых госзакупок, их рассмотрения ФАС России, направления решения о согласовании такого обращения или об отказе в его согласовании.

Документ: Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 № 2603

Подробнее👇🏻

https://gkgz.ru/utverzhden-novyj-poryadok-soglasovaniya-provedeniya-zakrytyh-goszakupok/

2.Определили, как списывать неустойки за 2021 год по госконтрактам из-за удорожания стройресурсов

С 30 декабря заказчики должны списывать начисленные в 2021 году неустойки за неисполнение или ненадлежащее исполнение контракта. Это надо делать по правилам Постановления Правительства РФ N 783. 8 января его изменили.

Так, заказчики обязаны списывать начисленные и неуплаченные неустойки, если:

  • в 2021 году обязательства по контракту не исполнили полностью из-за удорожания стройматериалов;
  • есть соглашение об изменении контракта по этой причине.

Списывают неустойку в период с даты заключения контракта до даты представления предложения контрагента об изменении условий.

Напомним, такое предложение — одно из условий правил корректировки контракта из-за удорожания стройресурсов.

С 30 декабря эти правила распространили на контракты, которые заключили на срок менее одного года, а с 8 января — на те, что подписали до 1 января 2022 года.

Документ: Постановление Правительства РФ от 31.12.2021 № 2594

Подробнее👇🏻

https://gkgz.ru/opredelili-kak-spisyvat-neustojki-za-2021-god-po-goskontraktam-iz-za-udorozhaniya-strojresursov/

3.При расчете объема закупок у СМСП по Закону N 223-ФЗ теперь учитывают меньше договоров

При расчете объема закупок у #СМСП в годовом стоимостном объеме договоров ряд закупок учитывать не надо (например, для обороны страны и безопасности государства).

С 29 декабря в таком объеме не учитывают также закупки, связанные с поставкой и обслуживанием медицинской техники, если НМЦД выше 400 млн рублей.

Документ: Постановление Правительства РФ от 29.12.2021 N 2554

Подробнее👇🏻

https://gkgz.ru/pri-raschete-obema-zakupok-u-smsp-po-zakonu-n-223-fz-teper-uchityvayut-menshe-dogovorov/

4.Дополнен перечень случаев, в которых при заключении контракта указываются формула цены и максимальное значение цены контракта

Документ: Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2021 г. N 2545

Подробнее👇🏻

https://gkgz.ru/dopolnen-perechen-sluchaev-v-kotoryh-pri-zaklyuchenii-kontrakta-ukazyvayutsya-formula-tseny-i-maksimalnoe-znachenie-tseny-kontrakta/

5.С 1 января действуют новые правила согласования применения закрытых способов закупок

Правительство РФ в соответствии с ч. 3 ст. 72 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” утвердило Правила согласования проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона.

Документ: Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2021 г. № 2603

Подробнее👇🏻

https://gkgz.ru/s-1-yanvarya-dejstvuyut-novye-pravila-soglasovaniya-primeneniya-zakrytyh-sposobov-zakupok/

6.Заявки на участие в закупке по Закону № 44-ФЗ оцениваются по новым правилам

С 1 января 2022 года действует новый документ, в соответствии с которым устанавливается порядок оценки заявок на участие в закупках. Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд включает особенности оценки заявок по различным критериям, в том числе при осуществлении закупок отдельных видов товаров, работ и услуг, устанавливает предельные величины значимости критериев оценки заявок.

Документ: Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2021 года № 2604

Подробнее👇🏻

https://gkgz.ru/zayavki-na-uchastie-v-zakupke-po-zakonu-44-fz-otsenivayutsya-po-novym-pravilam/

Также, подробнее в статье 👇🏻

https://gkgz.ru/po-kakim-pravilam-otsenivat-zayavki-uchastnikov-goszakupok/

II.ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ

1.Вводятся правила экономического обоснования относимых на себестоимость работ и услуг

С 1 января 2022 г. в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 242.24 БК РФ вводятся правила экономического обоснования относимых на себестоимость работ и услуг затрат, включаемых юрлицами и предпринимателями в цену товара при предоставлении им целевых средств.

Документ: Постановление Правительства РФ от 13 декабря 2021 г. № 2271

Подробнее👇🏻

https://gkgz.ru/vvodyatsya-pravila-ekonomicheskogo-obosnovaniya-otnosimyh-na-sebestoimost-rabot-i-uslug/

2.ФАС России опубликовала реестр субъектов естественных монополий на 01.01.2022 г.

Рекомендуем время от времени знакомиться заказчику с этим реестром при реализации своей закупочной деятельности.

Реестр субъектов естественных монополий на 01.01.2022 можно скачать ссылке👇🏻

https://gkgz.ru/fas-rossii-opublikovala-reestr-subektov-estestvennyh-monopolij-na-01-12-2022/

3.За непредставление предложения и документов о цене на продукцию по гособоронзаказу предлагается штрафовать

В Госдуму внесен проект федерального закона № 51079-8 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (КоАП). За непредставление предложения о цене продукции по гособоронзаказу, в том числе обосновывающие эту цену документы предлагается штрафовать.

Документ: Законопроект № 51079-8 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

Подробнее👇🏻

https://gkgz.ru/za-nepredstavlenie-predlozheniya-i-dokumentov-o-tsene-na-produktsiyu-po-gosoboronzakazu-predlagaetsya-shtrafovat/

4.Обзор изменений в сфере корпоративных закупок в новом году тигра

1️⃣ Договоры жизненного цикла, заключаемые заказчиками в соответствии с 223-ФЗ, на поставку медицинских изделий с начальной ценой свыше 400 млн. руб. выведены из квоты закупок для малого и среднего бизнеса – с 29.12.2021;

Документ: Постановление Правительства РФ от 29.12.2021 г № 2554

2️⃣ Постановление по квотированию пополнилось музыкальными инструментами по инициативе Минпромторга – с 01.01.2022;

Документ: Постановление Правительства РФ от 23.12.2021 г № 2419

3️⃣ Заказчикам в лице, прежде всего, РЖД и дочерних компаний, рекомендовано установить особые правила изменения условий договоров на поставку, ремонт, обслуживание локомотивов, пассажирских вагонов – с 08.01.2022.

Документ: Постановление Правительства РФ от 29.12.2021 г № 2545

Подробнее👇🏻

https://gkgz.ru/obzor-izmenenij-v-sfere-korporativnyh-zakupok-v-novom-godu-tigra/

5.Минфин России об округлении стоимостных показателей в документах о приемке

Подготовлено письмо Минфина России от 11.01.2022 № 24-03-05/396 с разъяснениями об округлении стоимостных показателей в документах о приемке поставленных товаров, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, формируемых в соответствии с частью 13 статьи 94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при исполнении контрактов.

В соответствии с письмом Минфина России, в целях исключения расхождений данных в первичных учетных документах, следует соблюдать единые правила оформления первичных учетных документов и счетов-фактур всем участниками контрактной системы в сфере закупок, а именно отражать стоимостные показатели в документах о приемке, оформляемых при исполнении контрактов, в рублях с точностью до второго десятичного знака после запятой.

Подробнее с текстом письма можно ознакомиться по ссылке👇🏻

https://gkgz.ru/minfin-rossii-ob-okruglenii-stoimostnyh-pokazatelej-v-dokumentah-o-priemke/

6.Законопроект о штрафах за невыполнение квот по закупкам российских товаров внесут в Думу осенью

Минпромторг РФ должен к марту текущего года подготовить нормы об ответственности госкомпаний за невыполнение квот по закупкам товаров российского производства, следует из правительственного распоряжения об утверждении плана законопроектной деятельности правительства РФ на 2022 год. Соответствующий план законопроектной деятельности кабмина утвердил 30 декабря премьер-министр РФ Михаил Мишустин.

Срок внесения Минпромторгом и ведомствами законопроекта с соответствующими изменениями в КоАП в кабмин – март, в Госдуму – сентябрь.

👉🏻Таким образом, закон о штрафах может быть принят не раньше осенней сессии Госдумы.

https://gkgz.ru/zakonoproekt-o-shtrafah-za-nevypolnenie-kvot-po-zakupkam-rossijskih-tovarov-vnesut-v-dumu-osenyu/

7.Какие законопроекты в сфере закупок ждать в 2022 году

В 2022 году Правительство планирует разработать и внести в Госдуму 127 законопроектов. Все они включены в утвержденный план.

Документ: Распоряжение от 30 декабря 2021 года №3994-р

https://gkgz.ru/kakie-zakonoproekty-v-sfere-zakupok-zhdat-v-2022-godu/

8.Минстроем рекомендованы к временному применению формы сметы контракта и акта выполненных работ

Документ: Письмо Минстроя России от 30.12.2021 N 58202-СМ/09

Подробнее👇🏻

https://gkgz.ru/minstroem-rekomendovany-k-vremennomu-primeneniyu-formy-smety-kontrakta-i-akta-vypolnennyh-rabot/

9.Хотят изменить списки товаров с нацрежимом и для их части ввести новый порядок допуска к госзакупкам

Минпромторг предложил перевести часть “запретных” товаров в список с ограничениями допуска радиоэлектроники (РЭП). Для некоторой ее части ввести новый порядок допуска к закупкам. Уточнить перечень медизделий с нацрежимом.

Документ: Проект постановления Правительства РФ ID проекта01/01/12-21/00123949

Подробнее👇🏻

https://gkgz.ru/hotyat-izmenit-spiski-tovarov-s-natsrezhimom-i-dlya-ih-chasti-vvesti-novyj-poryadok-dopuska-k-goszakupkam/

10.Казначейством России утвержден регламент работы ГИС ТОРГИ по продаже государственного и муниципального имущества 

Подробнее👇🏻

https://gkgz.ru/kaznachejstvom-rossii-utverzhden-reglament-raboty-gis-torgi-po-prodazhe-gosudarstvennogo-i-munitsipalnogo-imushhestva/

11.Минфин России разъяснил новые правила обеспечения заявок

Согласно п. 8 ч. 3 ст. 49 Закона № 44-ФЗ в ред. Закона № 360-ФЗ если участником закупки не подано ценовое предложение, минимальным ценовым предложением такого участника закупки признается начальная (максимальная) цена контракта. При этом комиссия заказчика по осуществлению закупок, в отличие от действующих положений (ч. 19 ст. 68, ч. 1 ст. 69 Закона № 44-ФЗ), станет рассматривать все поданные заявки, включая заявку участника закупки, который не подал ценовое предложение.

Документ: Письмо #Минфина от 24.12.2021 № 24-03-08/105659

Подробнее👇🏻

https://gkgz.ru/minfin-rossii-razyasnil-novye-pravila-obespecheniya-zayavok/

12.Минфин России опубликовал Перечень фондов содействия кредитованию (гарантийных фондов, фондов поручительств), являющихся участниками национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства и осуществляющих выдачу независимых гарантий в качестве обеспечения заявок, исполнения контрактов, гарантийных обязательств.

Региональные гарантийные организации, удовлетворяющие требованиям, установленным пунктом 3 части 1 статьи 45 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (с учетом данных Минэкономразвития России, представленных 14.01.2022).

Смотрим👇🏻

https://gkgz.ru/minfin-opublikoval-perechen-fondov-sodejstviya-kreditovaniyu-osushhestvlyayushhih-vydachu-nezavisimyh-garantij-dlya-goszakupok/

13.Минстрой подготовил изменения в порядок определения НМЦК при осуществлении госзакупок и методику составления сметы контракта

Минстрой подготовил изменения в Порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования) и Методику составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, утвержденные приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 23 декабря 2019 г. № 841/пр.

Документ: Проект Приказа ID проекта 01/02/01-22/00124044

Подробнее👇🏻

https://gkgz.ru/minstroj-podgotovil-izmeneniya-v-poryadok-opredeleniya-nmtsk-pri-osushhestvlenii-goszakupok-i-metodiku-sostavleniya-smety-kontrakta/

III.СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА

1.Госконтракт не подписали в срок из-за неисправного компьютера — оснований для включения РНП нет

Победитель вовремя не подписал контракт и не обеспечил его исполнение. Заказчик признал его уклонившимся.

Контролеры не стали включать сведения в РНП, поскольку победитель:

  • не исполнил обязательства в срок из-за поломки компьютера;
  • заключил договор на ремонт техники;
  • представил в антимонопольный орган платежное поручение о переводе денег в качестве обеспечения исполнения контракта.

Сходную позицию занимают, в частности, Коми УФАС, Тульское УФАС.

В судебной практике есть и другое мнение (см. Постановление АС Северо-Западного округа от 20.05.2020 N Ф07-2913/2020 по делу N А56-34943/2019. #РНП

Документ: Решение Челябинского УФАС России от 14.12.2021 по делу N РНП-74-554/2021

Подробнее👇🏻

https://gkgz.ru/goskontrakt-ne-podpisali-v-srok-iz-za-neispravnogo-kompyutera-osnovanij-dlya-vklyucheniya-rnp-net/

2.ВС РФ указал на законодательно закрепленное право заказчика устанавливать параметры необходимого к поставке товара, исходя из своих потребностей

Возможность устанавливать параметры необходимого к поставке товара, исходя из своих потребностей, является законодательно закрепленным правом заказчика, а потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Заказчик вправе включить в документацию об аукционе в электронной форме такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок, следует из определения Верховного Суда.

Документ: Определение #ВСРФ № 306-ЭС21-25954 от 30.12.2021 по делу № А65-29493/2020

Подробнее👇🏻

https://gkgz.ru/vs-rf-ukazal-na-zakonodatelno-zakreplennoe-pravo-zakazchika-ustanavlivat-parametry-neobhodimogo-k-postavke-tovara-ishodya-iz-svoih-potrebnostej/

3.Само по себе предоставленное любому заинтересованному лицу право обратиться в суд с иском о признании публичных торгов по 223-ФЗ недействительными не может влечь за собой удовлетворение такого иска в случае отсутствия возможности реального восстановления нарушенных прав этого лица, следует из определения Верховного Суда.

Документ: Определение #ВСРФ № 301-ЭС21-24961 от 29.12.2021 по делу №А17-11091/2019

Подробнее👇🏻

https://gkgz.ru/vs-rf-ukazal-na-usloviya-pri-kotoryh-publichnye-torgi-po-223-fz-mogut-priznat-nedejstvitelnymi/

4.Подписанные сторонами акты об исполнении обязательств не свидетельствуют о том, что стороны отказываются от возможности предъявления требований о взыскании неустойки за просрочку исполнения обязательств, следует из определения Верховного Суда.

Документ: Определение #ВСРФ № 306-ЭС21-25034 от 27.12.2021 по делу № А12-3697/2021

Подробнее👇🏻

https://gkgz.ru/vs-rf-zakazchik-vprave-vzyskat-neustojku-posle-podpisaniya-akta-ob-ispolnenii-obyazatelstv-po-dogovoru-223-fz/

5.Верховный суд искал неосновательное обогащение у подрядчика МВД

Компания отремонтировала одно из зданий МВД в Якутске. Через год оказалось, что при проведении работ подрядчик потратил не все материалы. Ошибка возникла по вине сотрудницы ведомства, которая неверно рассчитала массу стали в смете контракта. Министерство посчитало, что из-за случившегося у общества возникло неосновательное обогащение, но три с инстанции с этим не согласились.

В ситуации пришлось разбираться экономколлегии ВС РФ.

Документ: Определение #ВСРФ № 302-ЭС21-17055 от 6 декабря 2021 года по делу № А58-6426/2020

Подробнее👇🏻

https://gkgz.ru/verhovnyj-sud-iskal-neosnovatelnoe-obogashhenie-u-podryadchika-mvd/

6.Медлицензия на дератизацию рынка: все-таки нужна!

ВС РФ отказал УФАС в пересмотре дела об оспаривании решения антимонопольного органа. Решение УФАС было о том, что требование иметь медлицензию является избыточным, если оно заявлено поставщику услуг по дератизации, дезинсекции, дезинфекции. Во всяком случае, если эти услуги оказываются муниципальному рынку.

Отметим, что спорное решение было принято УФАС в сентябре 2020 года. Однако в настоящий момент дезинфекции вообще нет в перечне медуслуг, составляющих лицензируемую медицинскую деятельность. Изменит ли этот факт правовую позицию ВС РФ – покажет время.

Документ: Определение #ВСРФ от 2 декабря 2021 г. N 302-ЭС21-22396 по делу N А19-20400/2020

Подробнее👇🏻

https://gkgz.ru/medlitsenziya-na-deratizatsiyu-rynka-vse-taki-nuzhna/

7.ВС РФ разбирался в причинах неоплаты дополнительных строительных работ заказчиком

Суды отказали подрядчику в оплате принятых заказчиком дополнительных строительных работ. В данном случае подтверждением одобрения заказчика на изменение условий контракта в части увеличения стоимости могло быть только явное и утвердительное согласие на изменение сметной стоимости контракта. Особенности выполнения работ были известны подрядчику как профессиональному участнику правоотношений в сфере выполнения строительных работ, принявшему на себя обязательства по контракту, следует из определения Верховного Суда.

Документ: Определение ВС РФ от 10.01.2022 №308-ЭС21-26268 по делу А32-14248/2021

Подробнее👇🏻

https://gkgz.ru/vs-rf-razbiralsya-v-prichinah-neoplaty-dopolnitelnyh-stroitelnyh-rabot-zakazchikom/

IV.ВОПРОСЫ – ОТВЕТЫ

1.Вопрос про закупки автономного учреждения здравоохранения

Автономное учреждение здравоохранения осуществляет закупочную деятельность в рамках Закона N 223-ФЗ. Протокольным поручением регионального министерства здравоохранения (учредителя) данному автономному учреждению предписано при осуществлении закупок товаров, работ, услуг перейти на работу в рамках Закона N 44-ФЗ, а именно “организовать проведение заседания наблюдательного совета по вопросу признания утратившим силу Положения о закупках и принять в работу Федеральный закон N 44-ФЗ”.

Возможна ли отмена Положения о закупке автономного учреждения для перехода на осуществление закупок в соответствии с Законом N 44-ФЗ? Каковы правовые последствия такого перехода, включая административную ответственность и возможные риски?

📌Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

По общему правилу автономные учреждения должны осуществлять закупки товаров, работ, услуг в соответствии с требованиями Закона N 223-ФЗ. Требования Закона N 223-ФЗ в данном случае имеют строго императивный характер. Заказчик, обязанный руководствоваться Законом N 223-ФЗ, но не применяющий положение о закупке в силу того, что оно не было размещено им в ЕИС, отменено или признается не размещенным в ЕИС в силу закона, обязан применять при осуществлении закупок положения Закона N 44-ФЗ в определенных Законом N #223ФЗ пределах. Осуществление таким заказчиком закупок в соответствии с Законом N #44ФЗ, на наш взгляд, само по себе не влечет для заказчика неблагоприятных последствий. Нельзя исключить, что неразмещение автономным учреждением положения о закупке в ЕИС может повлечь административную ответственность заказчика.

Обоснование вывода:👇🏻

https://gkgz.ru/vopros-pro-zakupki-avtonomnogo-uchrezhdeniya-zdravoohraneniya/

2.Может ли бюджетное учреждение в рамках Закона N 44-ФЗ приобрести бывшее в употреблении оборудование (детский аттракцион в парк)?

📌Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Бюджетное учреждение вправе приобрести в соответствии с Законом N 44-ФЗ бывшее в употребление оборудование.

Обоснование вывода:👇🏻

https://gkgz.ru/mozhet-li-byudzhetnoe-uchrezhdenie-v-ramkah-zakona-n-44-fz-priobresti-byvshee-v-upotreblenii-oborudovanie-detskij-attraktsion-v-park/

3.Может ли заказчик отказаться от заключения контракта, если до его подписания победителя включили в РНП?

В подготовленном специалистами Минфина России письме отмечается, что согласно действующей с 1 января 2022 года редакции Закона N 44-ФЗ, в частности ч. 9 ст. 31 этого Закона, отстранение участника от участия в закупке или отказ от заключения контракта с победителем осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным, в том числе в ч. 1.1 (при наличии таких требований) указанной статьи, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.

Таким образом, в случае выявления заказчиком несоответствия победителя закупки требованиям, установленным положениями ст. 31 Закона N 44-ФЗ, заказчик должен отказаться от заключения контракта.

👉🏻Документ: Письмо Минфина России от 14 декабря 2021 г. N 24-06-08/101557

Подробнее👇🏻

https://gkgz.ru/mozhet-li-zakazchik-otkazatsya-ot-zaklyucheniya-kontrakta-esli-do-ego-podpisaniya-pobeditelya-vklyuchili-v-rnp/

Смотрим предыдущий👉🏻 Обзор закупочного законодательства с 20.12.2021 по 26.12.2021
По вопросам приобретения полного обзора обращайтесь в редакцию

Отправить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите цифры *Капча загружается...