Обзор изменений закупочного законодательства за октябрь 2020 года

Обзор изменений закупочного законодательства за октябрь 2020 года

Изменения в закупочном законодательстве в ОКТЯБРЕ 2020 года.

  1. Получателям средств федерального бюджета разрешено заключать контракты до конца года, а не до 01 октября 2020 года.

Постановлением Правительства РФ от 29 сентября 2020 г. № 1562 (далее – Постановление № 1562) внесены изменения в утвержденное постановлением Правительства РФ от 9 декабря 2017 г. № 1496 положение о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета (далее – Положение). Постановлением № 1562 приостановлено действие пунктов 10, 10(1), 12 и пп. «б» пункта 26(2) Положения. При этом установлено, что получатели средств федерального бюджета принимают в 2020 году бюджетные обязательства, связанные с поставкой товара, выполнением работ, оказанием услуг в соответствии с доведенными до них лимитами бюджетных обязательств на текущий финансовый год не позднее 25 декабря 2020 г. Постановление № 1562 вступило в силу 29 сентября 2020 г.

  1. Установлены правила проведения плановых и внеплановых проверок по №44-ФЗ.

Постановлением Правительства РФ от 1 октября 2020 г. № 1576 (далее – Постановление № 1576) в соответствии с ч. 2 ст. 99 Закона № 44-ФЗ утверждены правила осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее – Правила проверок), а также внесены изменения в утвержденные постановлением Правительства РФ от 27 октября 2015 г. № 1148 правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний. Принятые правила проверок применяются в отношении следующих субъектов контроля: заказчиков, контрактных служб и контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупочных процедур и их членов, уполномоченных органов и учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок и специализированных площадок. Правилами проверок установлены формы, порядок, сроки проведения плановых проверок, закреплены основания для проведения внеплановой проверки, определен порядок и критерии отнесения субъектов контроля к определенной категории риска (высокой, средней, низкой), которую определят по установленной форме. Также Постановлением № 1576 определен перечень должностных лиц, уполномоченных на проведение проверок.

Утвержденные Постановлением № 1576 Правила проверок вступили в силу с 8 октября 2020 г., за исключением пунктов 62-74, которые вступят с 1 июля 2022 г. Изменения в правила ведения реестра жалоб вступят в силу с 1 июля 2021 г.

  1. Разъяснения ФАС по вопросу осуществления закупок медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков.

ФАС России в связи с поступающими вопросами по порядку осуществления закупок медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков (далее – ПВХ пластики), а также в целях формирования единообразной практики применения положений Федерального законаот 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) на основании пункта 5.4постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331 “Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе” направляет информационное письмо о следующем. Особенности обоснования начальных (максимальных) цен (далее – НМЦК) для целей осуществления закупок медицинских изделий одноразового применения (использования) из ПВХ пластиков установлены пунктом 2(3) Постановления Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 N 102 (далее – Постановление N 102), а также методикой, утвержденной совместным приказом Минздрава России N 759н, Минпромторга России N 3450 от 04.10.2017 (далее – Методика). В соответствии с Методикой Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации ежегодно до 1 ноября рассчитывается средневзвешенная цена, используемая для обоснования НМЦК, по состоянию на соответствующий расчетный период. В настоящее время для обоснования НМЦК используются средневзвешенные цены, рассчитанные до 01.11.2019. При этом из поступающих в ФАС России обращений следует, что в связи с изменяющейся рыночной ситуацией, в том числе ростом курсов валют, рыночные цены на закупаемые медицинские изделия в ряде случаев превышают цену, определяемую заказчиком в соответствии с Методикой, что становится причиной признания закупок несостоявшимися в связи с отсутствием у участников закупки возможности подать заявки с предложением о цене ниже рыночной. ФАС России обращает внимание, что Постановление N 102 и Методика не содержат особенностей формирования НМЦК в случае признания закупки несостоявшейся, как это предусмотрено, например, Приказом Минздрава России от 19.12.2019 N 1064н в случае осуществления закупок лекарственных препаратов для медицинского применения, и не предусматривает возможности обоснования НМЦК исходя из рыночной цены медицинских изделий. Указанные обстоятельства приводят к фактическому срыву закупок социально-значимых медицинских изделий, используемых в ежедневной работе медицинских учреждений и невозможности обеспечения их бесперебойного функционирования. По мнению ФАС России, в случае признания закупки несостоявшейся по вышеизложенным причинам, заказчики вправе провести повторную закупку при сохранении требований и условий ранее несостоявшейся закупки, использовав при проведении повторной закупки метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) для обоснования НМЦК в соответствии со статьей 22 Закона N 44-ФЗ. Учитывая изложенное, а также особую социальную значимость указанных закупок, установление контрольным органом в рамках проведения контрольных мероприятий фактов обоснования заказчиком при проведении повторной закупки НМЦК с использованием метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) в соответствии со статьей 22 Закона N 44-ФЗ, не является основанием для признания в действиях заказчика признаков нарушения Закона N 44-ФЗ. Документ: Разъяснения от 28.09.2020 г. №ИА/83689/20

  1. Разъяснения ФАС по вопросу применения законодательства о контрактной системе в части осуществления закупок на проведение энергоэффективных мероприятий.

Ведомство подготовило разъяснения по одним из наиболее распространенным жалобам, поступающим сегодня в антимонопольную службу. При проведении соответствующих закупок заказчикам необходимо установить ряд условий. А именно, применить принцип «третий лишний» Постановления Правительства № 878, когда иностранные товары не могут участвовать в закупке при наличии отечественной продукции. Также заказчику необходимо установить 15% ценовою преференцию для российской радиоэлектронной продукции (и продукции из стран ЕАЭС) по отношению к иностранной, что предусмотрено Приказом Минфина России № 126н. Если в оценке заявок содержится показатель «Опыт участника закупки», то в закупочной документации должен быть установлен показатель, предусматривающий наличие опыта реализации энергосервисных контрактов и контрактов, связанных с поставкой и монтажом осветительного оборудования, которое поставлялось и монтировалось, в том числе не в рамках энергосервисных контрактов. В случае установления в порядке оценки заявок показателей «Материально-технические ресурсы» и «Трудовые ресурсы», то для целей оценки и присвоения баллов по этим показателям необходимо установить максимальное значение шкалы оценки таких ресурсов, соответствующее их объему, необходимому для выполнения контракта. При этом оценка должна осуществляться по прямой пропорции. Документ: Разъяснения ФАС от 16 сентября № ИА/80326/20.

  1. Разъяснения ФАС по вопросу ведения реестра недобросовестных поставщиков.

По вопросу невключения участника закупки в Реестр в случае, если к моменту принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, срок действия такого контракта истек. Согласно определению Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда Российской Федерации от 12.03.2020 N 308-ЭС19-23241, само по себе окончание срока действия контракта не может рассматриваться как обстоятельство, исключающее возможность включения сведений о недобросовестном поставщике в Реестр, поскольку в силу пункта 4 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации окончание срока действия договора не освобождает стороны от ответственности за его нарушение. Учитывая изложенное, а также положения статьи 104 Закона о контрактной системе, ФАС России сообщает, что территориальным органам ФАС России при рассмотрении вопроса о включении сведений о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) в Реестр необходимо учитывать исключительно обстоятельства, повлекшие принятие заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения государственного (муниципального) контракта, в связи с неисполнением/ненадлежащим исполнением такого контракта, а также предоставление заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) возможности устранения допущенных им нарушений условий контракта в соответствии с частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе. ФАС России сообщает, что территориальным органам ФАС России необходимо учитывать данную позицию и принимать решение о включении/ об отказе во включении сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр вне зависимости от окончания срока действия контракта.

По вопросу включения в Реестр сведений в отношении учредителей (акционеров, участников) юридического лица, которые на момент уклонения от заключения контракта/ненадлежащего исполнения контракта не являлись участниками такого юридического лица. Конституционным судом Российской Федерации в постановлении от 09.04.2020 N 16-П указано на недопустимость включения антимонопольными органами в Реестр информации об учредителях юридического лица (акционерного общества), которые не являются его участниками (акционерами) к моменту неисполнения/ненадлежащего исполнения этим юридическим лицом контракта в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Учитывая изложенное, ФАС России сообщает, что территориальным органам ФАС России необходимо учитывать данную позицию при рассмотрении вопроса о включении сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр.

По вопросу включения сведений в отношении участника закупки в Реестр, в случае несоблюдения заказчиками процедуры уведомления такого участника об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Согласно части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе, заказчик при принятии решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, обязан в регламентированные сроки уведомить участника закупки путем размещения такого решения в ЕИС, направления такого решения по почте заказным письмом, а также иным способом, обеспечивающим фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Вместе с тем, согласно Определению Верховного суда Российской Федерации от 11.12.2019 N N 301-ЭС19-22283, а также позиции Президиума Верховного суда, для возникновения гражданско-правовых последствий в виде расторжения договора достаточно доставки исполнителю сообщения заказчика об отказе от исполнения договора с использованием любого средства связи и доставки, при этом размещение соответствующих сведений на интернет-сайте необходимо для обеспечения открытости и прозрачности функционирования государственных закупок и установлено, прежде всего, в публичных целях для осуществления надлежащего контроля в сфере закупок.

Документ: Документ: Разъяснения ФАС от  29 сентября № ИА/84081/20.

  1. С 1 октября 2020 года на сайте ФАС будет размещаться информация о возвратах и отзывах жалоб по №44-ФЗ и №223-ФЗ.

Информация по жалобам в рамках 223-ФЗ будет размещаться по аналогии с 44-ФЗ. С 1 октября 2020 года на сайте ФАС России (раздел «База решений») будет размещаться информация о возвратах и отзывах жалоб, рассматриваемых в рамках 223-ФЗ. Сайт ведомства был доработан в целях обеспечения единообразной практики размещения информации о результатах рассмотрения жалоб. Такая информация по жалобам, рассматриваемым в рамках Закона о контрактной системе (44-ФЗ), размещается в ЕИС в полном объеме. В соответствии с поручением руководителя ведомства, все территориальные органы ФАС России и центральный аппарат службы обязаны с 1 октября размещать всю информацию, касающуюся рассмотрения жалоб по 223-ФЗ на сайте ФАС России, в том числе об отзыве таких жалоб и их возврате. 

  1. Скорректирован перечень товаров, для закупки которых в соответствии со ст. 3.1-1 Закона № 223-ФЗ установлены особенности.

Правительство РФ внесло изменения в Перечень товаров (Распоряжение Правительства РФ от 23 сентября 2020 г. № 2446-р), закупки которых, в случае превышения начальной (максимальной) цены договора установленной Правительством РФ величины, не могут быть осуществлены заказчиками, указанными в ч. 1 ст. 3.1-1 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц”, без согласования с координационным органом Правительства РФ эксплуатационных характеристик этих товаров (далее – Перечень), утвержденный распоряжением Правительства РФ от 18 июля 2018 г. № 1489-р. Так, в указанный Перечень включена новая позиция “Аппаратура коммуникационная передающая с приемными устройствами”, соответствующая коду ОКПД2 26.30.11. Кроме этого, скорректированы дополнительные требования, предъявляемые при согласовании эксплуатационных характеристик ряда товаров. Указанные изменения вступили в силу 23 сентября текущего года. Документ: Распоряжение Правительства РФ №2446-р от 23 сентября 2020 года. 

  1. Разъяснения ФАС о применении 15% ценовой преференции и иных механизмов импортозамещения.

Если на закупках невозможно применить механизмы импортозамещения, то заказчик должен использовать ценовую преференцию. ФАС России разъясняет для территориальных органов ведомства практику рассмотрения жалоб и проведения проверок при применении ст.14 Закона о контрактной системе (44-ФЗ) о национальном режиме при осуществлении закупок и Приказа Минфина России № 126н, предусматривающем установление 15% ценовой преференции для российской продукции (и продукции из стран ЕАЭС) по отношению к иностранной. В случае неприменения нормативных правовых актов, ограничивающих допуск иностранной продукции на закупку, в виду отсутствия оснований для их применения, заказчик должен применить 15% ценовую преференцию в соответствии с Приказом Минфина России № 126н к заявкам участников, предложивших товар российского происхождения или товар из стран ЕАЭС. В целях формирования единообразной практики территориальным органам и центральному аппарату ФАС России необходимо руководствоваться этим подходом при рассмотрении жалоб и проведении внеплановых проверок.

Документ: Разъяснение ФАС от 01.10.2020 года №ИА/85042/20 

  1. Разъяснения ФАС по вопросам установления требований к составу заявки при проведении повторной закупки в форме запроса предложений в случае признания конкурса или аукциона не состоявшимся.

В целях формирования единой правоприменительной практики и сокращения количества нарушений на госзакупках ФАС России подготовила для территориальных органов ведомства разъяснение о нарушениях при проведении повторной закупки в сфере строительства в форме запроса предложений в случае признания конкурса или аукциона не состоявшимся. В соответствии с Законом о контрактной системе (п.8 ч.1 ст. 33, ч3.1 ст.66, п.3 ч.68 ст.112 №44-ФЗ) для участия в закупке работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту и сносу объектов капитального строительства участнику достаточно сообщить о «согласии» выполнить работы на условиях, предусмотренных документацией о закупке, в том числе проектной документацией. При этом в случае признания электронного конкурса или аукциона не состоявшимися (пп.5 п.2 ст.83.1 №44-ФЗ) заказчик вправе (ч.4 ст.55.1 и ч.4 ст.71 №44-ФЗ) провести закупку в форме электронного запроса предложений. ФАС России обращает внимание, что установление иных требований кроме «согласия» к составу заявки в отношении объекта закупки, в случае проведения повторной процедуры в форме запроса предложений по результатам несостоявшихся конкурса или аукциона, является нарушением положений Закона о контрактной системе. Документ: Разъяснение ФАС от 01.10.2020 года №ИА/85170/20

  1. Правительство РФ определило четырех единственных поставщиков, у которых Минпромторг РФ должен в текущем году закупить 2,3 тыс. школьных автобусов российского производства для нужд субъектов РФ, следует из правительственного распоряжения, опубликованного на портале правовой информации.

В качестве единственных поставщиков определены ООО “Павловский автобусный завод”, ООО “Форд Соллерс Елабуга” (СП “Соллерс” (MOEX: SVAV) и Ford), ООО “Автомобильный завод ГАЗ” и ООО “Ульяновский автомобильный завод” (основной производственный актив ПАО “Соллерс”). Согласно правительственному распоряжению, Минпромторг должен будет заключить с этими производителями контракты на поставку школьных автобусов российского производства, а также на оказание услуг по их доставке в субъекты РФ. При этом оговаривается, что эти едпоставщики могут привлекать субподрядчиков при доставке автобусов получателям. Однако часть работ (30% от стоимостного объема) едпоставщики должны будут выполнить самостоятельно. Предельный срок исполнения соответствующих контрактов – 31 декабря 2020 года. Документ: Распоряжение Правительства РФ №2525-р от 01 октября 2020 года.

  1. Обновлен перечень банков, удовлетворяющих требованиям, установленным пунктом 1 статьи 45 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (с учетом данных Банка России, представленных 05.10.2020).
  1. Минтрудом подготовлены рекомендации по выявлению и минимизации коррупционных рисков при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд.

Методические рекомендации направлены на оказание помощи в проведении оценки коррупционных рисков подразделениям органов (организаций) по профилактике коррупционных и иных правонарушений. Оценка коррупционных рисков позволяет провести анализ проводимых в органе (организации) в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ закупочных процедур для целей минимизации уровня коррупции. Реализация в органе (организации) мероприятий, предусмотренных настоящими Методическими рекомендациями, должна осуществляться исходя из фактических возможностей органа (организации). 

  1. Разъяснения ФАС по вопросам направления (рассмотрения) заявок на участие в аукционах в случае установления заказчиками ограничений доступа иностранной продукции.

В случае, если в аукционе принимали участие более 10 участников аукциона, то в соответствии с указанными нормами Закона о контрактной системе оператор электронной площадки направляет только десять заявок и аукционная комиссия рассматривает заявки участников до принятия решения о соответствии только пяти таких заявок требованиям документации об аукционе. Следовательно, такой порядок направления (рассмотрения) заявок делает невозможным применение ограничений на допуск иностранной продукции, предусмотренных статьей 14 Закона о контрактной системе, например, механизма “третий лишний”. Учитывая изложенное, ФАС России обращает внимание, что в случае, если при проведении закупок заказчиком установлены указанные ограничения, оператор электронной площадки должен направить заказчику заявки всех участников закупки, которые принимали участие в аукционе, и аукционная комиссия должна рассмотреть заявки всех участников закупки, которые принимали участие в аукционе. В связи с изложенным, в случае нарушения данного порядка работы территориальные органы ФАС России должны при проведении контрольных мероприятий в решениях устанавливать данные нарушения в действиях аукционных комиссий и выдавать соответствующие предписания об их устранении, в том числе, операторам электронных площадок об обеспечении исполнения данных предписаний. Документ: Разъяснение ФАС от 29.09.2020 года №ИА/84079/20

  1. Дополнен перечень медизделий, не облагаемых НДС.

Расширен перечень медицинских товаров, импорт и реализация которых не облагаются НДС. Это связано с изменением ОКПД 2. В список включены эндоскопы, радиологические диагностические системы, оборудование для диагностики in vitro, инфузионные насосы, стоматологические имплантаты и др. Документ: Постановление Правительства РФ от 1 октября 2020 г. № 1574. Постановление вступает в силу с 1 января 2021 года.

  1. Изменился порядок определения цен на продукцию, поставляемую по гособоронзаказу.

Правительство РФ внесло ряд изменений в Положение о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу (далее – Положение), утвержденное постановлением от 2 декабрь 2017 г. № 1465 (Постановление Правительства РФ от 1 октября 2020 г. № 1582). В частности, скорректирован предусмотренный разделом IV Положения порядок определения плановой рентабельности (прибыли) в цене на продукцию. Так, согласно новой редакции п. 54 Положения минимальный размер плановой рентабельности в составе цены продукции установлен в размере не менее 10% плановых собственных затрат организации на поставку (включая производство) продукции. При этом для головного исполнителя (исполнителя) в случае, если доля его собственных затрат в себестоимости продукции составляет 20% и более, плановая рентабельность (прибыль) не может быть менее 5% себестоимости продукции. В том числе с учетом указанных изменений уточнено определение “существенности” изменения условий поставки (в том числе производства) продукции. Так, согласно новой редакции абз. 21 п. 2 Положения существенными изменениями условий поставки будут признаваться обстоятельства, при наступлении которых происходит изменение себестоимости продукции в текущем году по сравнению с себестоимостью в базовом году более чем на 5% и при этом плановая рентабельность в случае увеличения в текущем году себестоимости продукции снижается до уровня ниже 10% плановых собственных затрат головного исполнителя (исполнителя) на поставку (включая производство) этой продукции, а для головного исполнителя (исполнителя) в случае, если доля его собственных затрат в себестоимости продукции составляет 20% и более, – менее 5% себестоимости продукции в результате действия определенных факторов. Пункт 55 Положения признан утратившим силу. Документ: Постановление Правительства РФ от 1 октября 2020 г. № 1582. Указанные изменения вступили в силу 05 октября 2020 года. 

  1. Правительство утвердило новые правила рассмотрения обращений об определении единственного поставщика товаров, работ, услуг при осуществлении госзакупок. Такое постановление опубликовано на официальном портале правовой информации.

Оно вводит положения о порядке рассмотрения правительством таких обращений и внесении изменений в регламент правительства. Новые правила устанавливают определенные сроки и порядок рассмотрения обращений, состав прилагаемых документов и иной информации, а также заключений заинтересованных федеральных органов исполнительной власти. Изменение правил сделает закупки более эффективными и снизит риски того, что единственными поставщиками будут становиться организации, работающие на конкурентных рынках и не обладающие необходимыми производственными возможностями и компетенцией, считают чиновники. В список данных, которые должны включаться в предложение об определении единого поставщика, вошло описание объекта закупки, экономическое (технологическое) обоснование нецелесообразности проведение соответствующей закупки конкурентным способом, сведения о предполагаемом единственном поставщике с обоснованием его выбора и т.п. Помимо этого, на каждое предложение об определении единственного поставщика должно быть подготовлено экспертной заключение. В нем должны быть заключения: Минфина – в отношении обоснования цены госконтракта с поставщиком, Минэкономразвития – в части соответствия такого предложения положениям договора об ЕАЭС, ФАС – в части оценки перспективы изменения состояния конкуренции на том или ином товарном рынке в результате принятия предложения об определении единого поставщика. По действующей редакции закона “О контрактной системе” (44-ФЗ), закупка у единственного поставщика может осуществляться в соответствии с указом или распоряжением президента, а также постановлением или распоряжением правительства. Последнее принимает соответствующие акты на основании решений президента. Это осталось неизменным. Документ: Постановление Правительства Российской Федерации от 10.10.2020 № 1649 “Об утверждении Положения о порядке рассмотрения Правительством Российской Федерации обращений об определении единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) товаров, работ, услуг при осуществлении их закупок для государственных нужд и о внесении изменений в Регламент Правительства Российской Федерации” 

  1. Правительство снизило начальные цены в рамках аукционов на добычу глубоководного краба. Ранее цена тонны глубоководного краба варьировалась в диапазоне от 132 тыс. рублей до 150 тыс. рублей. Теперь же она фиксируется на уровне 54 199 рублей.

Решение позволит реализовать квоты на вылов по справедливой рыночной стоимости. Начальная цена при проведении аукционов на вылов глубоководных видов краба будет снижена. Изменения в ценах квот касаются вылова краба-стригуна красного и краба-стригуна ангулятуса. Участие в аукционе предполагает, что компания, получившая право на добычу, должна осуществить инвестиционный проект, то есть вложить деньги в строительство судна-краболова на российских верфях. Постановление повысит доступность квот на добычу краба и позволит реализовать их по справедливой рыночной цене. Подписанным документом внесены изменения в постановлением Правительства от 28 августа 2019 года №1113. Документ: Постановление от 28 сентября 2020 года №1548

  1. Правительство внесло препарат для лечения коронавирусной инфекции «Фавипиравир» в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП), распоряжение об этом опубликовано на портале правовой информации.

Изменения, которые вносятся в распоряжение Правительства РФ от 12 октября 2019 года… позицию, касающуюся JO5AX, изложить в следующей редакции: JO5AX прочие противовирусные препараты… кагоцел, умифеновир, фавипиравир. Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП) утверждает Правительство. Стоимость лекарств из этого списка не может повышаться чаще, чем раз в год, и не более, чем на 6%. Именно лекарства из перечня ЖНВЛП закупаются государством для больниц и льготных категорий граждан, они также продаются в аптеках. Документ: Распоряжение Правительства РФ №2626-р от 12 октября 2020 года. 

  1. Участник госзакупки может взыскать обеспечение заявки с процентами, если в РНП включили незаконно.

Заказчик отказался от заключения контракта с победителем. Сведения о нем включили в РНП. Однако суд по другому делу признал такое решение контролеров незаконным. Победитель обратился в суд, чтобы взыскать с заказчика неосновательное обогащение: обеспечение заявки с процентами. Суды его поддержали: победитель не уклонялся от заключения контракта, значит, удерживать обеспечительный платеж с процентами оснований нет. Верховный суд согласился с таким выводом и не стал пересматривать дело. Документ: Определение ВС РФ от 02.10.2020 № 305-ЭС20-13404 

  1. Утвержден новый порядок формирования и направления информации в закрытый реестр банковских гарантий по №44-ФЗ.

Приказом Минфина России от 22 июня 2020 г. № 118н (далее – Приказ № 118н) утвержден новый порядок формирования и направления информации, подлежащей включению в закрытый реестр банковских гарантий, направления Федеральным казначейство выписок и протоколов (далее – Порядок и закрытый реестр). Ранее действовавший аналогичный порядок признается утратившим силу. Порядок принят в соответствии с пунктом 9 правил формирования и ведения закрытого реестра банковских гарантий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 № 1005, и устанавливает правила и формы формирования и направления банком информации, подлежащей включению в закрытый реестр, порядок удостоверения права подписи лиц, направляющих информацию, а также правила и формы формирования и направления Федеральным казначейством выписок из реестра и протоколов. Напомним, что в соответствии с положениями ч. 8.1 ст. 45 Закона № 44-ФЗ информация о банковских гарантиях, используемых для обеспечения заявок и контрактов при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, не размещается в ЕИС. Ее вносят в закрытый реестр путем направления сведений в территориальный орган федерального казначейства. Приказ № 118н зарегистрирован в Минюсте России 12 октября 2020 г. за № 60344 и вступает в силу с 24 октября 2020 г. С этой же даты прекращает свое действие старый порядок, который был утвержден приказом Минфина России от 22.10.2015 № 164н. 

  1. В типовом контракте на поставку медицинских изделий в соответствии с Законом № 44-ФЗ расширены обязанности поставщика, а также в новой редакции изложены формы спецификации и акта приема-передачи оборудования.

Приказом Минздрава РФ от 19 августа 2020 г. № 855н (далее – Приказ № 855н) внесены изменения в типовой контракт на поставку медицинских изделий для медицинского применения, утвержденный приказом Минздрава РФ от 15 октября 2015 г. № 724н. Приказом № 855н форма спецификации, которая является приложением к контракту на поставку медизделий, изложена в новой редакции, в которой теперь предусмотрено обязательное указание следующих сведений:

  • наименование медизделия в соответствии с регистрационным удостоверением, а также дата и номер его регистрации;
  • код позиции по КТРУ (при наличии).
  • Данные сведения также необходимо будет указывать и в акте приема-передачи медизделия, который является приложением к контракту. В пункт 3.1 типового контракта внесены изменения, в соответствии с которыми поставщика обязали:
  • обеспечить обучение правилам эксплуатации специалистов заказчика;
  • обеспечить инструктаж специалистов заказчика производителем или его уполномоченным лицом;
  • предоставить заказчику необходимые для работы с оборудование сведения (ключи, пароли доступа, программы и иные, необходимые для применения, эксплуатации и техобслуживания);
  • предоставить заказчику сведения о расходных материалах и реагентах иных производителей, применение которых разрешено производителем медизделия.

Приказ № 855н зарегистрирован в Минюсте России 15 октября 2020 г. за № 60401 и вступает в силу с 27 октября 2020 г. 

  1. Принято новое типовое положение (регламент) о контрактной службе.

Приказом Минфина России от 31 июля 2020 г. № 158н (далее – Приказ № 158н) в соответствии с ч. 3 ст. 38 Закона № 44-ФЗ утверждено новое типовое положение (регламент) о контрактной службе (далее – Положение). Новое Положение начнет действовать, когда утратит силу типовое положение, утвержденное приказом Минэкономразвития России от 29.10.2013 № 631 – данная дата будет определена дополнительно. Положение устанавливает общие правила организации деятельности контрактной службы, основные ее функции и полномочия, при осуществлении заказчиком деятельности, направленной на обеспечение государственных и муниципальных нужд в соответствии с Законом № 44-ФЗ. Напомним, что в настоящее время контрактные службы функционируют в соответствии с типовым положением, которое частично не соответствует Закону № 44-ФЗ и применяется в части, ему не противоречащей. Среди существенных отличий нового Положения от ныне действующего отметим следующие:

  • исключено требование о том, что в случае создания контрактной службы без образования отельного структурного подразделения, ее должен возглавлять руководитель заказчика или один из его заместителей. Теперь установлено общее требование о том, что контрактную службу, независимо от способа ее создания, возглавляет назначаемый приказом руководитель службы (см. п. 9 нынешнего положения и п. 2.3 нового);
  • на контрактную службу возложена функция заниматься разработкой (подготовкой) технического задания, а не просто организовывать его подготовку, как это установлено в ныне действующем положении (см. подп. «е» подп. 2 п. 13 нынешнего положения и п. 3.2.2.2 нового).

Приказ № 158н зарегистрирован в Минюсте России 19 октября 2020 г. за № 60465 и вступает в силу с даты, когда прекратит свое действие приказ Минэкономразвития России от 29.10.2013 № 631 (дата будет определена дополнительно).

  1. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2020 № 1670 внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2020 г. № 543 “О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на согласование порядка выбора способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд Республики Крым и г. Севастополя, муниципальных нужд муниципальных образований Республики Крым и г. Севастополя”.

Пункт 1 постановления дополнен словами: “работ по строительному контролю, выполняемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, или подведомственным указанному органу государственным (бюджетным или автономным) учреждением,”

  1. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.10.2020 № 2718-р утверждены изменения, которые вносятся в Распоряжение Правительства РФ №3202-р от 26.12.2019 года.

Документ разрешает в уже заключённых между субъектами РФ и компаниями-исполнителями контрактах на подключение к Интернету социально значимых объектов (СЗО) по соглашению сторон скорректировать требование «использовать для оказания услуги телекоммуникационное оборудование и волоконно-оптический кабель, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют российское происхождение».

  1. ФАС России проинформировала о размерах надбавок к ценам на ЖНВЛП в субъектах РФ по состоянию на конец октября 2020 года.

Предельные размеры оптовых и розничных надбавок к ценам на ЖНВЛП установлены по каждому субъекту РФ (Информация ФАС России “Предельные размеры оптовых надбавок и предельные размеры розничных надбавок к ценам на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты, установленные в субъектах Российской Федерации”, данные по состоянию на 21 октября 2020 года). Надбавки дифференцированы в зависимости от цены препарата (до 50 руб. включительно, свыше 50 руб. до 500 руб. включительно, свыше 500 руб.). Также приведены нормативные правовые акты, которыми утверждены предельные размеры оптовых и розничных надбавок к ценам на ЖНВЛП. Документ: Информация Федеральной антимонопольной службы “Предельные размеры оптовых надбавок и предельные размеры розничных надбавок к ценам на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты, установленные в субъектах Российской Федерации” (данные по состоянию на 21 октября 2020 г.)

  1. Разъяснены особенности реализации договора о сетевой форме образования. Правоотношения по реализации сетевой формы и заключение договоров о сетевой форме не являются предметом регулирования Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” и Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Отношения, возникающие в связи с реализацией сетевой формы между организациями, регулируются договором о сетевой форме, предметом которого является совместное выполнение несколькими организациями сформированного образовательной организации, в которую поступил обучающийся, государственного задания на реализацию образовательных программ. В этой связи к заключению договоров о сетевой форме применяются положения законодательства РФ, регламентирующие организацию оказания государственных (муниципальных) услуг, и позволяющие рассматривать соисполнителей, обеспечивающих реализацию образовательных программ в сетевой форме, в рамках распределенных контрольных цифр приема. К договорам о сетевой форме не могут применяться нормы Федерального закона N 44-ФЗ, поскольку концепция указанного Федерального закона определяет равный доступ организаций к бюджетным средствам, направляемым на финансовое обеспечение закупок для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, то есть закупок, объекты которых непосредственно используются при выполнении функций и полномочий органов власти. Целями регулирования Федерального закона №223-ФЗ являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 Федерального закона № 223-ФЗ (далее – заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений. В отличие от приведенных норм Федерального закона № 44-ФЗ и Федерального закона № 223-ФЗ потребителем результата по договору о сетевой форме является обучающийся, а не образовательная организация, реализующая образовательную программу. Документ: Письмо Минобрнауки России от 21.10.2020 N МН-5/20371 “О направлении информации” 

  1. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2020 № 1741 “О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. № 145” абзац седьмой подпункта “б” пункта 2 постановления дополнен словами: «… или государственным (бюджетным или автономным) учреждением, подведомственным Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ (по выбору заявителя)».
  1. Внесены изменения в правила организации и проведения конкурса на право заключения договора пользования рыболовным участком для любительского рыболовства.

Документ: Постановление Правительства Российской Федерации от 26.10.2020 № 1740 “О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 1078”

  1. Утверждены правила ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования федерального значения.

Правила вступают в силу с 01 января 2021 года и будут действовать 5 лет. Документ: Постановление Правительства Российской Федерации от 26.10.2020 № 1737 “Об утверждении Правил ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования федерального значения”.

  1. Опубликован Приказ Росавтодора “Об утверждении регламента осуществления Федеральным дорожным агентством ведомственного контроля за соблюдением требований Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-Ф3 “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” и иных принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации”.

Документ предусматривает проведение ведомственного контроля соблюдения заказчиком требований №223-ФЗ и требований типового положения о закупке, положения о закупке при осуществлении закупок. При осуществлении проверок заказчики должны быть отнесены к одной из следующих категорий риска (высокий риск, средний риск, низкий риск). Также разработаны критерии отнесения заказчиков к указанным категориям риска, периодичность проверок,  порядок проверок и сроки проверок, оформление результатов проверок. Документ: Приказ Росавтодора №2016 от 26.05.2020г. (Зарегистрирован 27.10.2020 № 60607).

  1. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.10.2020 № 2812-р в соответствии с частью 1 статьи 111 и частью 65 статьи 112 №44-ФЗ допускается изменение указанных в распоряжении сроков действия и исполнения контрактов по соглашению сторон.

источник: Закупочная жизнь.

 

Отправить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите цифры *Капча загружается...