Обзор изменений закупочного законодательства за январь 2021 года

Обзор изменений закупочного законодательства за январь 2021 года

Изменения в закупочном законодательстве в январе 2021 года (44-ФЗ, 223-ФЗ). НПА, разъяснения ФАС иных госорганов. Позиция заказчиков. Решение судов, практика.

  1. Из перечня исключений, при которых запрет на допуск иностранной продукции не применяется при закупках для нужд обороны страны и безопасности государства по Закону № 44-ФЗ, вывели закупки автомобилей для Главного управления спецпрограмм Президента РФ, а также закупки тканей и изделий текстильных для Управления делами Президента РФ.  

Правительство РФ внесло изменения в подп. “д” и “е” п. 3 постановления от 30 апреля 2020 г. № 616 “Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства” (далее – Постановление № 616). В частности, в соответствии с указанными изменениями расширен круг организаций, которым при осуществлении закупок разрешено не устанавливать запрет допуска иностранных промышленных товаров, и скорректирован перечень товаров, запрет закупок на которые в этом случае распространяется. Так, в число упомянутых субъектов включены организации, подведомственные указанным в подп. “д” п. 3 Постановления № 616 организациям. При этом из данного подпункта исключено указание на подп. 123, 126 перечня промышленных товаров в целях применения соответствующего исключения. Кроме этого, согласно новой редакции подп. “е” п. 3 Постановления № 616 запрет допуска иностранной продукции не распространяется в том числе на закупки МВД России транспортных средств для проведения оперативно-поисковых мероприятий. Изменения в Постановление № 616 вступили в силу 6 января 2021 года и не применяются к отношениям, связанным с осуществлением закупок, извещения об осуществлении которых размещены в ЕИС до дня вступления в силу соответствующего постановления Правительства РФ, в том числе к контрактам, информация о которых включена в реестр контрактов, заключенных заказчиками, до указанной даты.

Документ: Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. № 2407.

  1. Уточнен перечень продукции энергетического машиностроения и радиоэлектроники для допуска к закупкам по № 44-ФЗ.

Уточнены требования к продукции энергетического машиностроения, электротехнической и кабельной промышленности, а также к продукции радиоэлектроники в целях отнесения ее к отечественным товарам для допуска к закупкам по 44-ФЗ. Поправки касаются установок генераторных с газотурбинным двигателем мощностью 500 МВт и более; турбин газовых, кроме турбореактивных и турбовинтовых (мощностью МВт и более); интегральных схем 1-го и 2-го уровней; системы хранения данных; компьютеров портативных массой не более 10 кг; терминалов кассовых, банкоматов, аналогичного оборудования и т. д.

Документ: Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2020 года №2458

  1. Старые удостоверения на медизделия из ПВХ можно будет применять в госзакупках и после 1 января 2021 года.

С нового года код 32.50.50.000 по ОКПД2 исключается из классификатора. Он есть в перечне иностранных одноразовых медизделий из ПВХ с ограничением допуска. Правительство установило переходные положения: с 1 января 2021 года участники закупок таких медизделий могут использовать регистрационные удостоверения со старым кодом по ОКПД2. Однако эти положения не коснутся расходников для аппаратов искусственного кровообращения. В эту категорию медизделий изменения не внесены. Кроме того, перечень дополнили новыми позициями. В него, в частности, вошли медицинские сумки-холодильники (код по ОКПД2 – 32.50.50.180).

Документ: Постановление Правительства РФ от 23.12.2020 № 2238

  1. Появились требования к опыту участников закупок по Закону № 223-ФЗ в рамках долгостроя.

Минстрой установил квалификационные требования к участникам конкурентных закупок товаров (работ, услуг) по незавершенным объектам строительства (инфраструктуры), права на которые переданы в порядке банкротства. Требования действуют с 29 марта 2021 года по 29 марта 2027 года. Они применяются к закупкам, объявленным после вступления в силу требований (ч. 2 – 4 приказа). Например, у участников закупки работ за последние 5 лет до даты подачи заявки должен быть опыт исполнения (с учетом правопреемства) хотя бы 1 договора на строительство, реконструкцию объекта капстроительства (пп. “а” п. 2 ч. 1 приказа). Его стоимость должна составлять не менее:

– 50% НМЦД, если последняя превышает 10 млн руб.;

– 30% НМЦД, если последняя больше 50 млн руб.

Требование предъявляется при закупке работ по строительству объекта капстроительства с НМЦД более 10 млн руб. Кроме того, сведений об участниках закупки не должно быть в РНП по Законам №№ 223 и 44-ФЗ (п. 1 ч. 1 приказа).

Документ: Приказ Минстроя от 21.12.2020 № 810/пр

  1. Минфин внес изменения в Приказ №55н о порядке формирования идентификационного кода закупки.

Второе предложение пункта 3 , пункт 9 Порядка формирования ИКЗ в части осуществления закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 №44-ФЗ, применяется с 01 апреля 2021 года. Часть 12 статьи 93 №44-ФЗ вводится в действие с 01 апреля 2021 года. В ней идет речь о порядке закупок  предусмотренных пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 №44-ФЗ на сумму не превышающую 3 МЛН. Приказ Минфина №104н от 04.07.2016 года  и Приказ Минфина №120н от 22.06.2016 года признаны утратившими  силу.

Документ: Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 02.12.2020 № 294н “О внесении изменения в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 10 апреля 2019 г. № 55н “Об утверждении Порядка формирования идентификационного кода закупки” и о признании утратившими силу приказов Министерства финансов Российской Федерации от 4 июля 2016 г. № 104н и от 22 июля 2016 г. № 120н” (Зарегистрирован 12.01.2021 № 62050).

  1. Уточнены условия заключения контракта с единственным поставщиком – предприятием УИС.

В соответствии с новой редакцией п. 11 ч. 1 ст. 93 Закона №  44-ФЗ закупки у единственного поставщика – учреждения и (или) предприятия УИС могут осуществляться в том числе для нужд исключительно организаций, предприятий, учреждений и органов УИС (Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 539-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” и статью 1 Федерального закона “О внесении изменений в Федеральный закон “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”). Указанные изменения вступили в силу 30 декабря 2020 года.

Документ: №539-ФЗ от 30 декабря 2020

  1. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93 №44-ФЗ АО “Гознак” определено единственным исполнителем осуществляемых Федеральной пробирной палатой в 2021-2022 годах закупок по изготовлению государственных пробирных клейм, предназначенных для механического клеймения ювелирных и других изделий из драгоценных металлов.

Предельный срок исполнения госконтракта определен до 31 декабря 2022 года.

Документ: Распоряжение Правительства РФ №18-р от 14 января 2021 года

  1. Внесены изменения в информационную карту типового контракта на поставку продуктов питания, содержащуюся в приложении № 2 к приказу Минсельхоза России от 19 марта 2020 г. № 140 “Об утверждении типового контракта на поставку продуктов питания”.

В частности, в подпункте “Г” пункта 2 слово “Отсутствуют” заменили словами “Не применяется в отношении закупок по государственному оборонному заказу и закупок материальных ценностей, поставляемых в государственный материальный резерв”.

Документ: Приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 12.10.2020 № 605 “О внесении изменения в информационную карту типового контракта на поставку продуктов питания, содержащуюся в приложении № 2 к приказу Минсельхоза России от 19 марта 2020 г. № 140 “Об утверждении типового контракта на поставку продуктов питания” (Зарегистрирован 15.01.2021 № 62104)

9.  Опубликован Приказ Генпрокуратуры России от 14.01.2021 № 6 “Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере закупок”.

Приказ издан для  обеспечения надлежащего прокурорского надзора за исполнением требований федеральных законов от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” и от 18.07.2011 N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц”, а также иных взаимосвязанных с ними нормативных правовых актов в данной области (далее – сфера закупок, закупки), руководствуясь статьей 17 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации”.

Документ: Приказ Генпрокуратуры России от 14.01.2021 № 6 “Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере закупок”

  1. Минздрав России актуализировал перечень взаимозаменяемых лекарственных препаратов.

Предыдущая версия перечня была представлена в октябре 2020 года (Информация Минздрава России от 30 декабря 2020 г.).  Использовать содержащуюся в Перечне взаимозаменяемых лекарственных препаратов информацию заказчики должны при описании лекарственных препаратов, не включенных в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями. http://ivo.garant.ru/#/document/400181512/paragraph/1:0

  1. Подписано постановление о закупке и ввозе противоопухолевого препарата «Прокарбазин».

В Россию будет ввезён препарат «Прокарбазин», предназначенный для борьбы с онкологическими заболеваниями. Лекарство, изготавливаемое за рубежом, применяют при лечении лимфомы центральной нервной системы и лимфомы Ходжкина. Всего планируется закупить 642 упаковки, что позволит обеспечить препаратом тех, кто в нём нуждается. Приобретением и поставками «Прокарбазина» займётся Московский эндокринный завод. Минздраву поручено выдать разрешительные документы на ввоз партии, а Росздравнадзору – провести мониторинг того, как применяется закупленный препарат.

Документ: Распоряжение от 20 января 2021 года №61-р

  1. Правительство одобрило пакет поправок в систему государственных закупок. Изменения затронут как №44-ФЗ, так и целый ряд сопутствующих нормативных актов.

“Количество способов определения поставщика теперь будет сокращено до трех наиболее распространенных. Прежде всего это конкурс, аукцион и запрос котировок”, – пояснил нововведения премьер-министр Михаил Мишустин. Существенно (с 11 до 3) снизится число закупочных процедур, не будет больше сложных двухэтапных конструкций и конкурсов с ограниченным участием. Вводится рейтинг деловой репутации, измениться порядок  проведения аукциона, унифицируются  требований к извещениям о закупках и заявкам. Будут уточнены случаи, когда можно проводить закупки у единственного поставщика.  Весь документооборот предлагается вести в электронной форме, появятся единые требования к документам и срокам процедур, в том числе по рассмотрению заявок. Сейчас это доступно только для планирования закупок и отбора подрядчиков.  Такие изменения обеспечат прослеживаемость закупок и автоматизацию контроля их проведения, сократят издержки участников процесса, в том числе связанные с бумажным документооборотом, прокомментировал решение правительства министр финансов Антон Силуанов. Серьезно усиливается предквалификация, отметил Михаил Мишустин. “К закупкам на суммы свыше 20 миллионов рублей будут допускаться только компании с успешным опытом исполнения государственного или муниципального контракта в течение трех последних лет”, – разъяснил глава кабинета министров. Законопроект меняет порядок подключения строящихся объектов к инженерным сетям. Теперь застройщикам не нужно будет получать технические условия дважды: сначала для проектирования объекта, а затем – при оформлении договора на его присоединение к коммуникациям. При строительстве государственных объектов компании смогут одновременно с оформлением прав на земельные участки подать заявку и на их подключение к сетям. Все эти меры избавят застройщиков от излишней бумажной волокиты, помогут примерно на год сократить инвестиционно-строительный цикл, а значит, и сроки открытия новых детских садов, школ, больниц, поликлиник и других объектов, – подчеркнул глава кабмина.

Ссылка на законопроект 1100997-7:  https://sozd.duma.gov.ru/bill/1100997-7

Новые поправки, как планируется, будут дробно вступать в силу с 1 апреля, 1 июля и 1 октября 2021 года.

  1. Обзор судебной практики по вопросам, связанным с применением № 223-ФЗ (подготовлен ФАС России, январь 2021). http://ivo.garant.ru/#/document/400167932/paragraph/1:0
  1. Отсутствие у участника на момент подачи заявки соответствующих кадровых ресурсов, а также подтверждающих документов, не влияет на возможность надлежащего исполнения таким участником обязательств по договору. (см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.10.2020 г. по делу № А40-84423/20-139-630).
  2. Заказчик вправе отказаться от проведения закупки в связи с обстоятельством непреодолимой силы только в случае, если такое обстоятельство носит чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер. Речь идет о закупке РЖД, по итогам которой РЖД отказалось от проведения закупки. При этом, в закупке участвовало 11 участников и 9 было допущено до торгов. (см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.11.2020 г. по делу № А40-81498/20-139-612).
  3. Заказчик обязан исполнить предписание контрольного органа в срок, установленный в самом предписании. (см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.11.2020 г. по делу № А40-88351/20-79-640).
  4. Заказчик не вправе отказываться от заключения договора с победителем закупки в случае, если банковская гарантия такой организации покрывает основные обязательства по заключаемому договору. (см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.11.2020 г. по делу № А40-104449/20-33-773).
  5. Отказ организации в допуске к участию в закупке по основаниям документации, противоречащим Закону о закупках, является незаконным. (см. постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2020 г. по делу № А40-69443/20)

 

  1. Минпромторг России разъяснил нюансы закупки отдельных видов радиоэлектронной продукции.

Специалисты министерства в своем письме рассказали об особенностях закупки радиоэлектронной продукции, соответствующей коду ОКПД2 26.51.44.000, с учетом запретов и ограничений закупок иностранных товаров, утвержденных в соответствии с постановлениями Правительства РФ от 30 апреля 2020 № 616 “Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства” (далее – Постановление № 616) и от 10 июля 2019 г. № 878 “О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации” (далее – Постановление № 878). В частности, в документе отмечается, что одновременное применение Постановления № 616 и Постановления № 878 при осуществлении закупок невозможно. В связи с этим подчеркивается, что по общему правилу при проведении закупки товара по указанному коду ОКПД 2 необходимо устанавливать ограничение допуска в соответствии с Постановлением № 878, которым установлены видовые особенности подтверждения производства российской радиоэлектронной продукции.

Документ: Письмо Министерства промышленности и торговли РФ от 23 декабря 2020 г. № 101618/12

  1. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.01.2021 № 134-р в соответствии с частью 1 статьи 111 №44-ФЗ допускается изменение условий госконтракта от 17.09.2019 года на оказание услуг по подготовке и обеспечению участия РФ во Всемирной универсальной выставке “ЭКСПО-2020” в г. Дубае в части изменения объемов услуг с соответствующим изменением стоимости таких услуг, видов оказываемых услуг при условии непревышения доведенных лимитов бюджетных обязательств.

Также допускается продление срока исполнения контракта до 15 октября 2022 года без предъявления к исполнителю требований об уплате неустойки в связи с ненадлежащим исполнением контракта.

  1. Минпромторг РФ будет определять цены при госзакупках судопромышленной продукции, говорится в постановлении правительства, опубликованном на портале правовой информации.

Согласно документу, Минпромторг должен будет определять начальную (максимальную) цену контрактов по закупке судопромышленной продукции, в том числе – цену соответствующих контрактов с единственными поставщиками. Также ведомство должно будет определять начальную цену единицы товара, работ, услуг при закупках в данной сфере. При этом в постановлении отмечается, что Минпромторг сможет устанавливать соответствующие цены только при их согласовании с Минфином и Федеральной антимонопольной службой (ФАС) России.

Документ: Постановление Правительства Российской Федерации от 23.01.2021 № 34 “О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на установление порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок продукции судостроительной промышленности”

  1. Установлены требования к участникам закупок по Закону № 223-ФЗ, организуемых для завершения строительства объектов обанкротившихся застройщиков.

Минстрой России в соответствии с ч. 5 ст. 21.1, ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ “Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации” утвердил следующие обязательные квалификационные требования к участникам закупок, связанных с поставкой товаров, выполнением работ или оказанием услуг, необходимых для завершения строительства объекта незавершенного строительства или объекта инфраструктуры, права на которые переданы в порядке, предусмотренном ст.ст. 201.15-1 – 201.15-2-1 Федерального закона от 26 октября 2002  г. № 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”:

-отсутствие сведений об участнике закупки в РНП по Законам № 223-ФЗ и № 44-ФЗ;

-наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки опыта исполнения договора, стоимость которого соответствует установленным требованиям. Указанные обязательные квалификационные требования применяются к участникам конкурентных закупок. Соответствующий приказ вступает в силу 29 марта 2021 года и применяется к закупкам, извещения об осуществлении которых размещены в ЕИС либо приглашения принять участие в которых направлены после указанной даты.

Документ: Приказ Минстроя России от 21 декабря 2020 г. № 810/пр

  1. Подписано постановление о повышенном авансировании госконтрактов в 2021 году. Компании, участвующие в госзакупках, смогут получать в 2021 году в качестве аванса до 50% от цены контракта.

Аналогичная мера поддержки бизнеса действовала в 2020 году, теперь же принято решение продлить её. Правило распространяется на госконтракты, финансируемые как из федерального, так и из региональных бюджетов. До начала пандемии размер аванса ограничивался планкой в 30% от цены, зафиксированной в договоре. Постановление также уточняет правила применения казначейского сопровождения при уплате авансовых платежей по государственным контрактам. Эта процедура применяется, когда необходим особый контроль за бюджетными расходами. Утверждённое Михаилом Мишустиным решение даст предпринимателям доступ к дополнительным ресурсам, поможет им быстрее преодолеть экономические сложности, связанные с распространением COVID-19. Документ: Постановление Правительства РФ от 23 января 2021

  1. Распоряжением Правительства РФ определены единственные исполнители осуществляемых в 2021 году закупок моторных топлив экологического класса К5 для служебных транспортных средств ряда государственных бюджетных учреждений.

Единственными поставщиками выбрано ПАО  “Нефтяная компания “Роснефть” и АО “РН-Москва”.

Документ: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26.01.2021 № 148-р

  1. Распоряжением Правительства РФ ООО “Спорттовары Боско” определено единственным исполнителем осуществляемых в 2021-2022 годах ФГБУ “Международный детский центр “Артек” закупок услуг по прокату форменной одежды, постельных принадлежностей и текстильных изделий для обучающихся и вожатых (включая старших вожатых и воспитателей).

Документ: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.01.2021 № 183-р

  1. Внесены изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2015 г. № 102 “Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд”.

Пункт 1 абзац третий, подпункт “б” пункта 2 абзац первый, абзац третий пункта 2_2 – дополнены словами ” и иных пластиков, полимеров и материалов”. Пункт 1 дополнен абзацем: “показатель локализации собственного производства медицинских изделий, включенных в перечень медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков и иных пластиков, полимеров и материалов, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд”.  В абзаце четвертом слова “приложении к постановлению Правительства РФ №967 от 14.08.2017г.” заменено словами ” показатель локализации собственного производства медицинских изделий”.  Также в пункте 2_3 указано, что для целей осуществления закупок медизделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков и иных пластиков, полимеров и материалов, включенных в перечень №2, в документации о закупке определяется НМЦК , рассчитанная в соответствии с методикой, утвержденной Минздравом РФ совместно с Минпромторгом РФ. Признаны утратившим силу Постановление Правительства РФ №967 от 14 августа 2017г. и Постановление Правительства РФ №1589 от 19 декабря 2018г.

Документ: Постановление Правительства Российской Федерации от 28.01.2021 № 76 “О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2015 г. № 102 и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации

  1. До 31 декабря 2022 года приостановлено действие отдельных положений Постановления Правительства №658 от 08 июня 2018 года “О централизованных закупках офисного программного обеспечения, программного обеспечения для ведения бюджетного учета, а также программного обеспечения в сфере информационной безопасности”

в части, касающейся Министерства цифрового развития, связей и массовых коммуникаций (абзац второй пункта 1, абзац четвертый пункта 2, а также Правил взаимодействия …).

Документ: Постановление Правительства Российской Федерации от 28.01.2021 № 63 “О приостановлении действия отдельных положений постановления Правительства Российской Федерации от 8 июня 2018 г. № 658”

 

Источник: канал "Закупочная жизнь"

 

Отправить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите цифры *Капча загружается...