Начало нового 2022 года принесло заказчикам много нововведений в связи с масштабными изменениями, внесенными в Закон №44-ФЗ. Они коснулись многих вопросов, в том числе, порядка проведения конкурентных процедур, размещения извещений о закупке, рассмотрения заявок, появления новой формы обеспечения – независимых гарантий, электронного актирования и т.д.
В этой статье мы рассмотрим основные условия, которые заказчикам необходимо предусмотреть в проектах контрактов, для того, чтобы привести их в соответствие с действующими с 01 января 2022г. нормами Закона №44-ФЗ и подзаконных актов.
Следует отметить, что ранее проект контракта прилагался к документации о закупке. Документации в открытых конкурентных процедурах с 01 января 2022 года уже нет, но проект контракта при объявлении закупки по-прежнему необходимо размещать в ЕИС, теперь в составе документов, прилагаемых к извещению о проведении закупки (п. 5 ч.2 ст.42 Закона №44-ФЗ).
1. Выделение в контракте отдельных этапов исполнения контракта
С 01 января 2022 года часть 1 ст.3 Закона №44-ФЗ дополнена новым пунктом 8.4., содержащим определение отдельного этапа исполнения контракта. В соответствии с данной нормой, отдельный этап исполнения контракта – часть обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя), в отношении которого контрактом установлена обязанность заказчика обеспечить приемку (с оформлением в соответствии с настоящим Законом №44-ФЗ документа о приемке) и оплату поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
Практическое применение данного определения вызывает много вопросов, особенно в части контрактов с неопределенным объемом или исполняемых по заявкам заказчика. Не проливают свет на проблему и разъяснения Минфина России, направленные, например, в письме от 15.10.2021 №24-06-06/86152: “…в случае, … при котором срок определяется событием (заявка заказчика), поставка части товаров, выполнение части работы, оказание части услуги с последующей приемкой и оплатой, может являться отдельным этапом исполнения контракта при условии, что контрактом установлена обязанность заказчика обеспечить приемку и оплату поставленной части товара, выполненной части работы, оказанной части услуги. При этом, в понимании пункта 8.4. части 1 статьи 3 Закона №44-ФЗ (в редакции Закона №360-ФЗ), осуществление приемки части товара, части выполненной работы, части оказанной услуги само по себе не является отдельным этапом исполнения контракта, и, соответственно, не влечет обязанности по ее отдельной оплате”.
На наш взгляд, заказчик может выделить этапы исполнения контракта лишь в тех случаях, когда четко определены объемы и стоимость частично исполняемых по контракту обязательств, а также сроки их исполнения. Но, в любом случае, если в проекте контракте указаны отдельные этапы, то сроки их исполнения и цена каждого этапа должны отражаться в извещении об осуществлении закупки (п.8 и п.9 ч.1 ст.42 Закона №44-ФЗ).
Если же контракт предусматривает поэтапное исполнение и выплату аванса, то в него должно быть включено условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа (п.1 ч.13 ст.34 Закона №44-ФЗ).
2. Применение типовых контрактов и типовых условий контрактов
Ранее этот вопрос регулировали Правила разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 2 июля 2014 г. N 606. С 01 января 2022 года данные Правила утратили силу, а в соответствии с ч.11 ст.34 Закона №44-ФЗ новые типовые условия контрактов, подлежащие применению заказчиками, вправе установить только Правительство России. Но типовые контракты, утвержденные до 01 января 2022 года ответственными органами и размещенные в библиотеке типовых контрактов ЕИС, продолжают действовать.
Ч. 12 ст.8 Закона №360-ФЗ указывает на необходимость применения условий типовых контрактов и типовых условий контрактов, утвержденных до 01 января 2022 года, в части, не противоречащей Закону №44-ФЗ (в редакции Закона №360-ФЗ), до утверждения Правительством РФ новых типовых условий контрактов. Об этом также говорит Минфин России в письме от 12.10.2021 N 24-06-06/82500. Как же практически выполнить данные указания заказчику? На наш взгляд, из типовых контрактов необходимо исключить положения, которые противоречат действующей редакции Закона №44-ФЗ, и дополнить их новыми условиями, отсутствующими в типовой форме и соответствующими этому закону. А также предусмотреть в переменной части типовых контрактов условия, соответствующие нормам Закона №44-ФЗ, действующим с 01 января 2022 года.
3. Новые сроки оплаты поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг)
В соответствии с ч. 13.1 ст.34 Закона №44-ФЗ , если извещение о закупке будет размещено с 01 января 2022 года по 31 декабря 2022 года, то срок оплаты по контракту не должен превышать 15 рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке. Указанный срок касается контрактов, приемочные документы по которым оформляются в ЕИС.
В соответствии с п.13 ст.94 Закона №44-ФЗ это – контракты, заключенные по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур. К электронным процедурам ч.3 ст.24 Закона №44-ФЗ относит электронный конкурс, электронный аукцион, электронный запрос котировок, закупку у единственного поставщика на электронных площадках на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Закона №44-ФЗ. К закрытым электронным процедурам – закрытый электронный конкурс, закрытый электронный аукцион.
Исключением являются:
– случаи, если иной срок оплаты установлен законодательством РФ;
– случаи, когда Правительством РФ в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты;
– случай, указанный в части 8 статьи 30 Закона №44-ФЗ, касающийся проведения открытой конкурентной закупки у СМП и СОНО, при которой срок оплаты по контракту (если извещение размещено в 2022 году) должен составлять не более чем 10 рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке;
– случаи оформления документа о приемке без использования ЕИС, при котором срок оплаты должен составлять не более 30 дней с даты подписания такого документа.
К последней категории относятся, например, все случаи закупки у единственного поставщика, кроме упомянутой электронной закупки у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Закона №44-ФЗ, и заключения контрактов по результатам несостоявшихся электронных конкурентных процедур.
Кроме того, особый порядок установления сроков оплаты по контрактам действует для получателей средств федерального бюджета. В соответствии с п.20.1 ПП РФ от 9 декабря 2017 г. N 1496 “О мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета” получатели средств федерального бюджета предусматривают в заключаемых ими государственных контрактах, не содержащих сведения, составляющие государственную тайну, обязательство по оплате поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, в том числе отдельного этапа исполнения контракта, в срок, не превышающий 10 рабочих дней (в случае заключения контракта с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией – 7 рабочих дней) со дня подписания заказчиком документа о приемке товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, за исключением случаев, установленных данным пунктом.
4. Условия об электронной приемке товаров (работ, услуг)
Проведение электронной приемки стало обязательным для всех заказчиков при исполнении контрактов, заключенных по результатам электронных процедур, закрытых электронных процедур, если извещение об осуществлении закупки размещены в ЕИС (приглашение принять участие в закупке направлены) с 01 января 2022 года.
При разработке условий контракта, касающихся электронной приемки, можно воспользоваться условиями типового контракта на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденного приказом Министерства здравоохранения России от 18.01.2021г. №15н, в котором электронная приемка предусмотрена (раздел 6). Этот типовой контракт размещен в библиотеке типовых контрактов ЕИС.
Во-первых, в контракте необходимо предусмотреть общее условие о проведении электронной приемки, например, таким образом:
«Документы о приемке формируются и направляются Заказчику с использованием единой информационной системы в сфере закупок в виде структурированного документа о приемке.
По факту приемки Товара Поставщик и Заказчик подписывают структурированный документ о приемке в единой информационной системе в сфере закупок».
При необходимости данный пункт можно дополнить перечнем документов, скан-копии которых прилагаются к структурированному документу о приемке в ЕИС.
Во-вторых, контракт должен содержать условие о сроке, в течение которого заказчик должен провести приемку. В соответствии с п.4, п.5 ч.13 ст.94 Закона №44-ФЗ данный срок не должен превышать 20 дней, следующих за днем поступления документа о приемке. Нужно также предусмотреть право заказчика на отказ от приемки товара, а также – на частичную приемку. Данное условие можно сформулировать таким образом:
«Заказчик в срок не более двадцати дней со дня получения от Поставщика документов, предусмотренных пунктом ___ Контракта, и на основании результатов экспертизы, проведенной в соответствии с пунктом ___ Контракта, подписывает структурированный документ о приемке в единой информационной системе в сфере закупок или мотивированный отказ от приемки, в котором указываются недостатки и сроки их устранения.
Заказчик имеет право частично принять поставленный Товар с отражением информации о фактически принятом количестве Товара в структурированном документе о приемке в единой информационной системе в сфере закупок.
После устранения недостатков, послуживших основанием для неподписания структурированного документа о приемке, Поставщик и Заказчик подписывают структурированный документ о приемке в единой информационной системе в сфере закупок в порядке и сроки, предусмотренные пунктом ___ Контракта».
В- третьих, необходимо предусмотреть, с какого момента к заказчику переходят риски, связанные с товаром. Например:
«Со дня подписания структурированного документа о приемке в единой информационной системе в сфере закупок Заказчиком риск случайной гибели, утраты или повреждения Товара переходит к Заказчику».
В-четвертых, нужно указать условие о подписании электронного документа о приемке электронными подписями ответственных лиц. Например, вот так:
«Структурированный документ о приемке считается подписанным с момента подписания его Заказчиком и Поставщиком усиленной электронной подписью в соответствии с Федеральным законом 06.04.2011 N 63-ФЗ “Об электронной подписи” лиц, имеющих право действовать от имени Заказчика и Поставщика, в единой информационной системе в сфере закупок.
В порядке, предусмотренном настоящим пунктом Контракта, Заказчиком может быть сформирован в электронной форме в единой информационной системе в сфере закупок мотивированный отказ от приемки и подписан усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика».
И, наконец, условие о том, когда приемка считается выполненной:
«Обязательства Поставщика по поставке Товара по Контракту (этапу) считаются выполненными Поставщиком после подписания Сторонами структурированного документа о приемке».
5. Условие о возможности предоставлении поставщиком обеспечения контракта и гарантийных обязательств в виде независимой гарантии
С 01 января 2022 года появился новый вид обеспечения заявки, исполнения контракта и гарантийных обязательств – независимая гарантия (п. 28 ст. 5 Закона № 360-ФЗ). Определение «банковская гарантия» из Закона № 44-ФЗ исключено. Независимые гарантии могут выдавать банки из перечня Минфина, госкорпорация развития «”ВЭБ.РФ”, Евразийский банк развития и фонды содействия малому и среднему бизнесу, которые участвуют в национальной программе поддержки МСП по Федеральному закону от 24.07.2007 № 209-ФЗ.
Чтобы привести контракт в соответствие с этими новшествами, на наш взгляд, необходимо:
1) по тексту контракта слова «банковская гарантия» заменить на «независимая гарантия»;
2) сделать ссылку на норму ч.1 ст.45 Закона №44-ФЗ или указать в соответствии с этой нормой перечень гарантов, чьи гарантии может принять заказчик;
3) убрать ссылку на постановление Правительства РФ от 12 апреля 2018 г. N 440, ранее устанавливающее требования к банкам, которые вправе выдавать банковские гарантии для обеспечения заявок и исполнения контрактов, утратило силу с 01 января 2022 года. Теперь действует постановление Правительства РФ от 8 ноября 2013 г. N 1005 «О независимых гарантиях, используемых для целей Федерального закона» «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Данным постановлением Правительства утверждены:
– дополнительные требования к независимой гарантии, используемой для целей Закона №44-ФЗ;
– перечень документов, представляемых заказчиком гаранту одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по независимой гарантии;
– Правила ведения и размещения в ЕИС реестра независимых гарантий;
– форму требования об осуществлении уплаты денежной суммы по независимой гарантии;
– Правила формирования и ведения закрытого реестра независимых гарантий.
6. Новый порядок изменения контракта
С 01 января 2022 года запрет на изменение условий контракта трансформирован в запрет на изменение существенных условий контракта. Кроме того, в ст. 95 Закона №44-ФЗ утратило силу положение о том, что изменение перечисленных в п.1 ч.1 ст.95 Закона №44-ФЗ условий контракта по соглашению сторон возможно, если это предусмотрено документацией о закупке и контрактом (либо контрактом при закупке у единственного поставщика). Таким образом, в контракте теперь не обязательно предусматривать основания для его изменения по соглашению сторон в соответствии с ст.95 Закона №44-ФЗ.
7. Новые обязательные условия , относящиеся к отдельным видам контрактов
7.1. Контракты «без определенного объема».
Если количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг невозможно определить (ч.24 ст.22 Закона №44-ФЗ), то в контракт необходимо включить условие о том, что оплата поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги осуществляется по цене единицы товара, работы, услуги исходя из количества поставленного товара, объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, но в размере, не превышающем максимального значения цены контракта (п.1 ч.13 ст.34 Закона №44-ФЗ).
7.2. Контракты жизненного цикла
Контракт жизненного цикла – это контракт, предусматривающий поставку товара или выполнение работы (в том числе при необходимости проектирование объекта капитального строительства, создание товара в результате выполнения работы), последующие обслуживание, при необходимости эксплуатацию в течение срока службы, ремонт и (или) утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта капитального строительства или товара (п.8.2. ч.1 ст.3 Закона №44-ФЗ). Заказчик имеет право заключить такой контракт, если его предметом являются новые машины и оборудование, а также в случаях, предусмотренных Правительством РФ (Постановление Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. N 1087).
В соответствии с ч.16 ст.34 Закона №44-ФЗ при заключении контракта жизненного цикла в нем должна содержаться стоимость жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта, включающая:
1) стоимость товара или работы (в том числе при необходимости стоимость работ по подготовке проектной документации, стоимость работ по созданию товара);
2) стоимость последующих обслуживания, при необходимости эксплуатации в течение срока службы, ремонта и (или) утилизации поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта капитального строительства или товара.
Кроме того, в соответствии с ч.1.1. ст.96 Закона №44-ФЗ, в проекте контракта жизненного цикла требования к обеспечению исполнения контракта устанавливаются раздельно к поставке товара или выполнению работы и к последующему обслуживанию (ремонту, утилизации товара или созданного в результате выполнения работы объекта). Таким же образом необходимо разделить требования к обеспечению в извещении и в документации (для закрытых процедур).
8. Новые условия, которые могут быть включены в контракт на усмотрение заказчика
8.1. Условие об удержании заказчиком неустойки из суммы, подлежащей оплате поставщику
С 01 января 2022 года появился новый п.2 ч.14 ст.34 Закона №44-ФЗ о возможности удержания заказчиком сумм неуплаченных неустоек из суммы, подлежащей оплате поставщику по контракту. Данная норма не изменила ситуацию принципиально, так как закон не запрещал заказчикам и ранее предусматривать в контракте подобные условия и ими пользоваться. При желании заказчика внести такой пункт в контракт, сформулировать его можно, например, так:
“В случае начисления Заказчиком Поставщику неустойки, Заказчик удерживает суммы неисполненных Поставщиком требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных Заказчиком в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ, из суммы, подлежащей оплате Поставщику”.
8.2. Условие о самостоятельном выполнении подрядчиком работ по сохранению объектов культурного наследия, реставрации музейных предметов, иных работ
В соответствии с ч.29.1 ст.34 Закона №44-ФЗ в контракт может быть включено условие о выполнении подрядчиком работ, об оказании исполнителем услуг самостоятельно, без привлечения других лиц. Указанное условие может быть установлено в закупке следующих видов работ (услуг):
1) работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
2) работ по реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов;
3) работ, услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, библиотеки, к системам обеспечения безопасности и (или) сохранности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда (п.п. 3 – 5 ч. 4 ст. 48 Закона №44-ФЗ).
автор Ирина Новикова