Недочеты заказчиков в закупках лекарств и медизделий

Недочеты заказчиков в закупках лекарств и медизделий

Основные нарушения Минздрав описал в письме от 01.02.2024 № 22-6/156. Список составил департамент учетной политики и контроля Министерства после анализа результата контрольных мероприятий Федерального казначейства в 2023 году.

Нарушения при проведении госзакупок по Закону № 44-ФЗ типовые для учреждений здравоохранения. Их заказчики совершают из года в год. Самым частым стала задержка оплаты по контрактам, безосновательное изменение существенных условий и заключение дополнительных соглашений без предоставления обеспечения от подрядчика. Часто заказчики принимали невыполненные работы и не выставляли штрафные санкции за нарушения условий контрактов. Минздрав потребовал от подведомственных учреждений устранить все нарушения и организовать работу по внутреннему контролю и оценке рисков нарушений, а также принять меры, чтобы не допустить нарушений в дальнейшем.

нарушение

Оплата контракта с задержкой

Учреждения здравоохранения в 2023 году оплачивали контракты с задержкой от одного до 25 дней. При этом законодательством закреплена обязанность оплатить поставщику за семь рабочих дней. Такой же срок действует в контрактах для СМП и СОНО. Если приемка проходила без использования функционала ЕИС или контракт подлежит казначейскому сопровождению, срок оплаты увеличен до 10 рабочих дней (ч. 13.1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ).

2 нарушение

Оплата невыполненных работ по стройконтрактам

Медицинские организации оплачивали выполненные работы по стройконтрактам без учета требований Закона № 44-ФЗ. Выявлены факты оплаты невыполненных работ. К примеру, заказчики оплачивали акты приемки выполненных работ по форме КС-2, которые содержали сведения о фактически невыполненных работах. При этом оплата, согласно действующему законодательству, проводится в пределах цены контрактов в соответствии со сметой в сроки и в размерах, которые установлены контрактом или графиком оплаты. Также заказчик при проведении оплаты должен учитывать график выполнения строительно-монтажных работ, которые должны быть фактически выполнены подрядчиком.

нарушение

Необоснованное изменение цены контракта

Медицинские учреждения в 2023 году необоснованно меняли существенные условия контрактов. К примеру, продлевали сроки выполнения работ, поставки товаров, заключая дополнительные соглашения без оснований. Такие нарушения выявлены по результатам казначейских проверок. При этом цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта.

Изменить существенные условия контракта, а цена — это существенное условие, можно только в ситуациях, которые прямо названы в части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ. То есть проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения, цена каждого этапа устанавливается в размере, сниженном пропорционально снижению НМЦК.

нарушение

Заключение допсоглашений по продлению сроков работ без предоставления независимой гарантии

Заказчики в 2023 году заключали дополнительные соглашения к контрактам в части продления сроков работ, при отсутствии предоставленного от подрядчиков обеспечения исполнения контрактов. Нарушение встречается у многих медорганизаций.

нарушение

Неначисление штрафных санкций за нарушения условий контракта

Многие заказчики не предъявляют и не начисляют подрядчику неустойки, пени за просрочку исполнения обязательств по контракту. Это нарушение требований частей 6, 7 статьи 34, пункта 3 части 1 статьи 94 Закона № 44-ФЗ. Заказчики обязаны выставить два вида неустойки — пени и штрафы. Если поставщик нарушил любые условия контракта, кроме срока, на него накладывают штраф. Если просрочил исполнение — будет обязан уплатить пени. Если произошло и то и другое — заказчик имеет право начислить пени и штрафы одновременно.

нарушение

Неверный порядок определения НМЦК

Заказчики при расчете начальной максимальной цены контракта закупок используют коммерческие предложения с несопоставимыми в части сроков поставки товара условиями, тем, что были указаны заказчиком в запросах о предоставлении ценовой информации. Это нарушение части 1 статьи 18, частей 2, 3 статьи 22 Закона № 44-ФЗ и приказа Минздрава от 15.05.2020 № 450н, а также пункта 3.17 Методических рекомендаций из приказа Минэкономразвития от 02.10.2013 № 567.

нарушение

Не использование принятого и оплаченного оборудования

Учреждения здравоохранения принимали и оплачивали поставку оборудования по контрактам, но не использовали его. Проверка показала, что оборудование находится в упаковке на хранении в отдельном помещении. Такие действия заказчика могут быть квалифицированы контрольными органами как неэффективное использование бюджетных средств.

нарушение

Непроведение экспертизы товаров, работ и услуг

Заказчики обязаны провести экспертизу товаров, работ и услуг. Если этого не сделать, нарушите требования части 3 статьи 94 Закона № 44‑ФЗ. Контролеры при проверках обнаружили многочисленные факты непроведения экспертизы поставленных товаров, результатов выполненных работ, оказания услуг на соответствие условиям контрактов.

электронный журнал «Административная практика ФАС»

Отправить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите цифры *Капча загружается...