Основные нарушения Минздрав описал в письме от 01.02.2024 № 22-6/156. Список составил департамент учетной политики и контроля Министерства после анализа результата контрольных мероприятий Федерального казначейства в 2023 году.
Нарушения при проведении госзакупок по Закону № 44-ФЗ типовые для учреждений здравоохранения. Их заказчики совершают из года в год. Самым частым стала задержка оплаты по контрактам, безосновательное изменение существенных условий и заключение дополнительных соглашений без предоставления обеспечения от подрядчика. Часто заказчики принимали невыполненные работы и не выставляли штрафные санкции за нарушения условий контрактов. Минздрав потребовал от подведомственных учреждений устранить все нарушения и организовать работу по внутреннему контролю и оценке рисков нарушений, а также принять меры, чтобы не допустить нарушений в дальнейшем.
1 нарушение
Оплата контракта с задержкой
Учреждения здравоохранения в 2023 году оплачивали контракты с задержкой от одного до 25 дней. При этом законодательством закреплена обязанность оплатить поставщику за семь рабочих дней. Такой же срок действует в контрактах для СМП и СОНО. Если приемка проходила без использования функционала ЕИС или контракт подлежит казначейскому сопровождению, срок оплаты увеличен до 10 рабочих дней (ч. 13.1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ).
2 нарушение
Оплата невыполненных работ по стройконтрактам
Медицинские организации оплачивали выполненные работы по стройконтрактам без учета требований Закона № 44-ФЗ. Выявлены факты оплаты невыполненных работ. К примеру, заказчики оплачивали акты приемки выполненных работ по форме КС-2, которые содержали сведения о фактически невыполненных работах. При этом оплата, согласно действующему законодательству, проводится в пределах цены контрактов в соответствии со сметой в сроки и в размерах, которые установлены контрактом или графиком оплаты. Также заказчик при проведении оплаты должен учитывать график выполнения строительно-монтажных работ, которые должны быть фактически выполнены подрядчиком.
3 нарушение
Необоснованное изменение цены контракта
Медицинские учреждения в 2023 году необоснованно меняли существенные условия контрактов. К примеру, продлевали сроки выполнения работ, поставки товаров, заключая дополнительные соглашения без оснований. Такие нарушения выявлены по результатам казначейских проверок. При этом цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта.
Изменить существенные условия контракта, а цена — это существенное условие, можно только в ситуациях, которые прямо названы в части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ. То есть проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения, цена каждого этапа устанавливается в размере, сниженном пропорционально снижению НМЦК.
4 нарушение
Заключение допсоглашений по продлению сроков работ без предоставления независимой гарантии
Заказчики в 2023 году заключали дополнительные соглашения к контрактам в части продления сроков работ, при отсутствии предоставленного от подрядчиков обеспечения исполнения контрактов. Нарушение встречается у многих медорганизаций.
5 нарушение
Неначисление штрафных санкций за нарушения условий контракта
Многие заказчики не предъявляют и не начисляют подрядчику неустойки, пени за просрочку исполнения обязательств по контракту. Это нарушение требований частей 6, 7 статьи 34, пункта 3 части 1 статьи 94 Закона № 44-ФЗ. Заказчики обязаны выставить два вида неустойки — пени и штрафы. Если поставщик нарушил любые условия контракта, кроме срока, на него накладывают штраф. Если просрочил исполнение — будет обязан уплатить пени. Если произошло и то и другое — заказчик имеет право начислить пени и штрафы одновременно.
6 нарушение
Неверный порядок определения НМЦК
Заказчики при расчете начальной максимальной цены контракта закупок используют коммерческие предложения с несопоставимыми в части сроков поставки товара условиями, тем, что были указаны заказчиком в запросах о предоставлении ценовой информации. Это нарушение части 1 статьи 18, частей 2, 3 статьи 22 Закона № 44-ФЗ и приказа Минздрава от 15.05.2020 № 450н, а также пункта 3.17 Методических рекомендаций из приказа Минэкономразвития от 02.10.2013 № 567.
7 нарушение
Не использование принятого и оплаченного оборудования
Учреждения здравоохранения принимали и оплачивали поставку оборудования по контрактам, но не использовали его. Проверка показала, что оборудование находится в упаковке на хранении в отдельном помещении. Такие действия заказчика могут быть квалифицированы контрольными органами как неэффективное использование бюджетных средств.
8 нарушение
Непроведение экспертизы товаров, работ и услуг
Заказчики обязаны провести экспертизу товаров, работ и услуг. Если этого не сделать, нарушите требования части 3 статьи 94 Закона № 44‑ФЗ. Контролеры при проверках обнаружили многочисленные факты непроведения экспертизы поставленных товаров, результатов выполненных работ, оказания услуг на соответствие условиям контрактов.
электронный журнал «Административная практика ФАС»