В МВД России предложили наладить централизованное проведение региональных госзакупок и усилить ответственность за хищение бюджетных средств для минимизации рисков коррупционных преступлений в сфере закупок.
Необходимость принятия соответствующих мер в министерстве объясняют почти двукратным ростом числа преступлений в области госзакупок. Об этом в понедельник в ходе совещания по профилактике и предупреждению коррупционных правонарушений в сфере госзакупок в Совете Федерации заявил замначальника Управления по противодействию преступлениям коррупционной направленности в области использования и распределения бюджетных средств Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД РФ Дмитрий Матвеев.
“Если в 2017-2018 годах это было 500-600 преступлений в сфере госзакупок, то с годами их количество увеличивается. Уже в 2022 году их (число – прим) составило более 1,1 тыс. коррупционных уголовных дел. Ущерб составил более 6 млрд рублей”,
– сказал Матвеев.
В связи с этим он предложил изменить систему госзакупок товаров в региональные учреждения.
“Давайте пересматривать этот вопрос: кто закупает и какие уровни закупок кому делегировать, а не каждому учреждению. (Предлагаю – прим.) централизованные закупки одноименных товаров, например. Если у нас закупается медицинское оборудование, примерно каждая больница ежегодно скидывает графики, что купить и куда. Те же аппараты УЗИ, томографы – их централизованно можно купить или регионами, или объединенными округами. Вот это все как раз могло бы минимизировать и риски, и суммы расходных средств – контроль усиленный”,
– подчеркнул Матвеев.
Кроме того, представитель ведомства заявил, что в МВД “настаивают на усилении ответственности за хищение именно бюджетных средств, потому что хищение миллиона или двух-трех миллиардов (рублей) – это разные вещи, а ответственность одинакова”.
В настоящее время вопрос централизации закупок находится в подвешенном состоянии. Дело в том, что у субъектов РФ уже имеется право проводить централизованные закупки, но с определенными ограничениями. Так, ведомство или учреждение, наделенное полномочиями по проведению централизованных закупок, может выступать только техническим заказчиком. Обоснование закупок, определение условий контракта, включая цену контракта, его подписание находится в ведении фактического заказчика.
Помимо этого, закупочным законодательством предусмотрена возможность проведения совместных закупок. Но только в случае закупки одних и тех же товаров, работ, услуг.
В результате, заказчики редко используют эти инструменты.
Так, по данным Минфина, доля совместных (в том числе централизованных) госзакупок в настоящее время невелика и фактически не меняется в течение нескольких последних лет. В 2020 году госзаказчики разместили 32 тыс. извещений об осуществлении совместных закупок (1,5% от общего числа извещений) на 165 млрд рублей (1,8% от общего объема извещений). Годом ранее было размещено 35 тыс. таких извещений на общую сумму 164 млрд рублей. В 2022 году госзаказчики разместили 37,5 тыс. извещений о проведении совместных закупок (1,6%) на 377 млрд рублей.
По данным системы анализа закупок “Интерфакс-Маркер”, с начала текущего года госзаказчики объявили о проведении только 1,1 тыс. совместных торгов на общую сумму порядка 30 млрд рублей.
На федеральном уровне централизация закупок находится на этапе эксперимента. Здесь Федеральному казначейству предоставлены полномочия по организации централизованных закупок канцтоваров для ряда ведомств – Росимущества, Федеральной пробирной палаты, Федерального агентства по рыболовству (Росрыболовство) и Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз), включая их территориальные органы.
Предполагается, что эксперимент будет завершен в 2024 году – Минфину РФ поручено до 1 июля 2024 года подготовить отчет о результатах использования механизма централизованных закупок.
ИНТЕРФАКС