При определении приоритетов в бюджетной политике государства вычисляется мультипликатор госзакупок. Рассмотрим его назначение и порядок расчета.
Мультипликатор государственных закупок: определение
В соответствии с общераспространенным определением, которое можно найти в экономической литературе, под мультипликатором государственных закупок понимается показатель (коэффициент), с помощью которого определяется рост ВВП государства вследствие изменения в заданной величине объема государственных закупок. Условно говоря, мультипликатор помогает вычислить, на сколько вырастет ВВП в расчете на каждый рубль роста объема государственных закупок.
Существуют разные мультипликаторы – государственных закупок, налогов и трансфертных платежей. Если, например, речь идет о налоговом мультипликаторе, то он показывает, насколько изменится ВВП в случае увеличения или, наоборот, сокращения налогов (поступлений в бюджет государства) на заданную величину.
Рассмотрим, как может исчисляться мультипликатор госзакупок на практике, и каким образом он может задействоваться при расчете тех или иных экономических показателей.
Мультипликатор государственных закупок: формула
Если нас интересует мультипликатор, рассчитываемый в ситуации, когда увеличиваются государственные закупки, формула его выглядит в общем случае так:
МУЛЬТ = 1 / (1 – ПСП), где:
ПСП – предельная склонность населения к потреблению.
В свою очередь, показатель ПСП – это отношение прироста потребления граждан к увеличению доходов, которыми они располагают. Как правило, чем выше данный показатель, тем более выраженным будет тот или иной мультипликативный эффект, в расчете которого соответствующий показатель (как и, собственно, сам показатель МУЛЬТ) используется.
Попробуем на примере определить, насколько следует увеличить госзакупки, чтобы стимулировать рост экономики до заданных объемов.
Предположим, что ВВП России в 2021 году вырастет до 110 трлн. рублей, а правительство решит довести его до 120 трлн. в течение 2022 года за счет увеличения государственных закупок.
Разница между фактическим и желаемым ВВП составляет, таким образом, 10 трлн. рублей. Необходимо определить, насколько именно должны вырасти госзакупки в целях обеспечения такого роста. Для этого применяется общераспространенная формула:
ЗАКУПКИ = РОСТ / МУЛЬТ, где:
РОСТ – желаемый рост ВВП (в нашем случае, 10 трлн. рублей).
Условимся, что предельная склонность к потреблению у граждан у нас составляет 0,8. Это довольно неплохой, очень оптимистичный показатель. Считаем мультипликатор госзакупок по формуле:
МУЛЬТ = 1 / (1 – 0,8) = 5.
Далее считаем объем закупок. Он составит:
ЗАКУПКИ = 10 / 5 = 2.
Таким образом, чтобы обеспечить рост экономики в 10 трлн. рублей за 2022 год, понадобится совершить госзакупки (с заданной интенсивностью потребления граждан) на сумму 2 трлн. рублей.
Объем госзакупок при этом будет тесно привязан к интенсивности потребления. Если потребление сократится, к примеру, до уровня 0,7, то необходимые вложения государства заметно увеличатся относительно цифры, которую мы определили выше:
ЗАКУПКИ = 10 / (1 / (1 – 0,7)) = 3.
Таким образом, практическая задача государства – стимулировать спрос, в том числе потребительский, на фоне роста бюджетных расходов. Косвенно тому может поспособствовать, к примеру, снижение налоговой нагрузки. В целях расчета такого снижения используется отмеченный выше налоговый мультипликатор.
Его формула очень похожа на ту, по которой считается показатель госзакупок, но только результатом должна быть отрицательная величина:
МУЛЬТ (НАЛОГ) = -ПСП / СБЕР, где:
СБЕР – предельная склонность к сбережению.
По существу, показатель СБЕР – это противоположность показателя ПСП, считается он так:
СБЕР = 1 – ПСП.
Несложно посчитать, что в случае с ПСП = 0,8 показатель МУЛЬТ (НАЛОГ) составит:
МУЛЬТ (НАЛОГ) = -0,8 / (1 – 0,8) = -4.
В свою очередь, величина сокращения налогов в целях обеспечения роста экономики в 10 трлн. рублей составит:
НАЛОГ (СОКР) = РОСТ / МУЛЬТ (НАЛОГ) = 10 / -4 = – 2,5.
Таким образом, налоги – поступления в бюджет, нужно сократить на 2,5 трлн. рублей. Получается, что увеличить госзакупки, то есть, бюджетные расходы, на 2 трлн. рублей в данном случае, когда предел потребления составляет 0,8, выгоднее, чем снизить налоги.
В свою очередь, если показатель потребления снизится до 0,7, государству придется сократить налоги на величину:
НАЛОГ (СОКР) = 10 / (-0,7 / (1 – 0,7)) = -4,29.
Получается крайне невыгодный для государства вариант в сравнении с увеличением закупок на 3 трлн. руб. согласно примеру, рассмотренному выше. Поэтому, при снижении потребления увеличивать государственные закупки в целях обеспечения роста ВВП будет эффективнее, чем снижать налоги.
источник: Современный предприниматель