Можно ли взыскать с заказчика убытки при расторжении контракта ?

Можно ли взыскать с заказчика убытки при расторжении контракта ?

Поставщик тратит деньги на участие в закупке: например, оплачивает услуги по подготовке заявки, комиссию банку или торговой площадке. Если заказчик необоснованно отказывается заключать контракт или расторгает его, можно ли компенсировать убытки? Посмотрим, что говорит 44-ФЗ и суды.

Когда могут возникнуть споры

Поставщики могут получить убытки в нескольких случаях:

  • Заказчик незаконно отказался заключать контракт.
  • Приходится расторгать контракт в одностороннем порядке: например, заказчик задерживает оплату или отказывается  от части товара.
  • Контракт расторгается по соглашению сторон, но остались претензии.

П. 23 ст. 95 дает возможность возместить убытки по 44-ФЗ, но только реальный ущерб, то есть фактически понесенные денежные или материальные потери. Возместить  упущенную выгоду не получится.

Например, в аукционе заказчик отклонил участника, который победил по цене, по вторым частям заявки,  и заключил контракт с другим. Затем ФАС признала отклонение незаконным, а заключенный  недействительным. Участник, чью заявку отклонили, не сможет требовать возместить упущенную выгоду.

Как возместить ущерб

Взыскание убытков из-за расторжения государственного контракта начинается с официальной претензии:

  1. Прежде всего нужно рассчитать размер ущерба: материального или денежного.
  2. Отправить заказчику претензию, включив в нее требование возместить убытки. Важно не только перечислить потери и их размер, но и обосновать причинно-следственную связь между действиями заказчиками и убытками.
  3. Если заказчик откажется оплачивать убытки, подать в суд.

Если контракт расторгается по соглашению сторон, участники могут описать в нем  порядок возмещения потерь и сумму. Тогда претензия и иск не нужны. Если, несмотря на договоренности, заказчик не оплачивает расходы, поставщик вправе отправить официальную претензию и затем обратиться в суд.

Судебная практика

Заказчик отказался заключать контракт с победителем, поскольку тот представил банковскую гарантию, которая не соответствовала требованиям закона. Свое решение он прописал в протоколе, который суд по-другому признал незаконным.

Из-за срыва контракта победитель закупки потерпел убытки и обратился в суд, который взыскал с заказчика:

  • Неосновательное обогащение, а именно стоимость обеспечения заявки.
  • Проценты за пользование деньгами.
  • Расходы на госпошлину.

При этом суд не стал возмещать:

  • Стоимость услуг на поиск закупки и подготовку заявки,
  • Проценты банку за кредит на обеспечение заявки.
  • Стоимость банковских услуг за предоставление гарантии, которую не принял  заказчиком, так как его вина не была доказана.

Суд посчитал, что расходы возникли не по вине заказчика и не были связаны с исполнением контракта.

Поставщик подал апелляцию, которую суд частично удовлетворил: дополнительно взыскал стоимость услуг по поиску аукциона и подготовке заявки. Суд решил, что доказательства, которые предоставил поставщик, подтверждают ущерб победителя.

Кассационный суд также отказался возмещать остальные расходы:

  • Проценты по кредиту нельзя считать убытком. Из документов не следовало, что выплаты в банк производились ради участия в аукционе.
  • Стоимость услуг банка за предоставление гарантии, которая не была принята заказчиком, также взыскать нельзя. Неясно, по какому контракту обеспечивались обязательства.

Вывод

Теоретически возможность взыскать убытки предусмотрена законом о Контрактной системе.  Также есть решения судов, когда решение выносится в пользу поставщиков. Однако на практике пользоваться ею стоит, когда ущерб дороже отношений с заказчиком.

Также важно помнить, что:

Взыскать можно только понесенные убытки.

Важно тщательно подходить к доказательствам причинно-следственной связи между действиями заказчикам и понесенными убытками.

 

Автор статей в Контур.Закупках Анна Тресвятская

 

Отправить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите цифры *Капча загружается...