Можно ли изменить условия контракта по 44-ФЗ на основании п. 5 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ, ведь Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ такое основание для изменения условий контракта не предусмотрено?
Ответ:
По данному вопросу в законодательстве имеет место правовая коллизия.
По нашему мнению, бюджетным учреждениям необходимо включать в договоры условия о возможности их изменения по соглашению сторон в случае уменьшения получателю бюджетных средств, предоставляющему субсидии, ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидии.
Обоснование:
Действительно, законодательством о контрактной системе возможность изменять условия контракта в связи с уменьшением лимитов бюджетных обязательств предусмотрена только для государственных и муниципальных заказчиков (п. 6 ч. 1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», далее – Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ).
Среди учреждений государственными и муниципальными заказчиками являются только казенные учреждения (п. 5 и 6 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).
Бюджетные учреждения государственными и муниципальными заказчиками не являются (п. 7 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ). Соответственно, имеющееся основание изменения условий контракта в связи с уменьшением лимитов бюджетных обязательств на них не распространяется.
Тем не менее разъяснения и административная практика по данному вопросу свидетельствуют о том, что бюджетным учреждениям необходимо предусматривать в контрактах возможность изменения их условий в соответствии с п. 5 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ.
Минэкономразвития в Письме от 04.05.2016 № Д28и-1193 прямо говорит, что заказчик вправе включать в контракт такое условие.
Минфин в Письме от 03.10.2019 № 24-03-07/75897 также допускает возможность включения рассматриваемого условия в контракт.
В административной практике правомерность условия о возможности изменения контракта в соответствии с п. 5 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ подтверждается в следующих решениях:
– Решение Краснодарского УФАС от 22.09.2016 № ЭА-1376/2016;
– Решение Удмуртского УФАС от 24.04.2020 № 018/06/106-418/2020;
– Решение Удмуртского УФАС от 24.04.2020 № 018/06/106-420/2020.
Более того, в практике имеются случаи привлечения заказчика к ответственности за то, что контрактом была предусмотрена возможность изменения его условий в связи с уменьшением лимитов бюджетных обязательств казенного учреждения (п. 6 ч. 1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ), в то время как заказчик являлся бюджетным учреждением и должен был применять п. 5 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ.
Контролирующий орган расценил это как утверждение документации с нарушением требований законодательства (Постановление Краснодарского УФАС от 21.08.2017 № 548 А-РЗ/2017).
Таким образом, бюджетному учреждению следует предусматривать в контракте условие о возможности его изменения по соглашению сторон в случае уменьшения получателю бюджетных средств, предоставляющему субсидии, ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидии.
Дополнительно отметим, что в рассматриваемом случае действительно имеет место правовая коллизия.
Приведенные разъяснения и административная практика ссылаются на то, что законодательство о контрактной системе основывается в том числе на положениях Бюджетного кодекса РФ (ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).
При этом по какой-то причине игнорируется другое положение приведенной статьи – нормы права, содержащиеся в других федеральных законах (к которым относятся и кодексы) и регулирующие отношения в сфере закупок, должны соответствовать Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
В свою очередь, Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ по общему правилу запрещает изменение условий контракта вообще и содержит исчерпывающий перечень исключений, в которых такое изменение всё же возможно.
Таким образом, требование п. 5 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ противоречит запрету на изменение условий контракта и исключениям из него, предусмотренным ч. 2 ст. 34 и ч. 1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
При этом приоритет имеет именно Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).
То есть получается, что предусматривать возможность изменения контракта на основании п. 5 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ с точки зрения закупок нельзя.
Однако до разрешения данной коллизии законодателем рекомендуем руководствоваться разъяснениями и складывающейся практикой.
Подготовил Овечкин Иван Дмитриевич