27 трлн рублей, направленных на нацпроекты, предоставили россиянам как драйвер развития экономики.
Выступая на ПМЭФ, советник президента Антон Кобяков доложил Путину, что бизнес уже позитивно оценил влияние нацпроектов на экономику.
Более осторожные финансисты говорят, что если нацпроекты и повлияют на экономику, то лишь в отдаленном будущем и размере сотых долей ВВП.
Скептики говорят, что деньги вообще не коснутся свободного рынка и плавно перетекут из бюджета в госкомпании.
Последнее подтверждает избирательность в выборе поставщиков для реализации нацпроектов.
Так, например, для нацпроекта «Здравоохранение» министр Вероника Скворцова разослала письмо главам всех субъектов РФ с просьбой сообщить о потребности услуг по подключению медоборудования к информационной системе данных, созданию этих систем и покупке компьютеров отечественного производства с отечественным ПО.
Услуги по цифровизации будет выполнять только «Ростелеком», а железо поставит «Ростех».
Между тем, у 50 процентов регионов в 2011-2015 годах установлены медицинские системы от других производителей. Теперь все эти программы и оборудование им нужно будет выкинуть, и закупить у Ростеха и Ростелекома. Ростех и Ростелеком сами не являются разработчиками ПО, а закупают эти программы у мелких компаний, например «БАРС Груп».
Минздрав планирует отозвать доведенные до регионов деньги на нацпроект и отдать их напрямую Ростеху и Ростелекому. При этом многие регионы уже объявили закупку.
Минздрав начинает выглядеть полноценным филиалом госкорпорации.
Мы хотим присоединиться к вопросам Незыгаря для министра Скворцовой, при которой произошла фактическая монополизация интересов Ростеха.
- Ростех с 2010 года является единственным исполнителем по строительству перинатальных центров в регионах. Регионам под строительство выделялись субсидии. Может ли Минздрав привести примеры, когда хоть один регион, несмотря на распоряжение о единственном исполнителе, отдал бы стройку не Ростеху, а иному поставщику?
- Ростех является единственным исполнителем для Минздрава по поставкам вакцин, при наличии аналогов и иных поставщиков. Может ли Минздрав привести примеры, когда оно сделало бы закупку вакцин у другого поставщика?
- На каком основании Минздрав вторгается в полномочия глав регионов (заказчика закупки) и определяет за глав субъектов форму закупки (у единственного поставщика или на конкурентной основе)?
- В своем письме Скворцова ссылается на поручение Президента в адрес Правительства об издании распоряжения по определению Ростеха и Ростелекома единственными поставщиками. Зачем Скворцова обращалась к Президенту с предложением определить Ростех и Ростелеком, если не знала потребность?
- При подготовке распоряжения по единственным исполнителям, запрос по потребности нужен только в одном случае, если в распоряжении будет указан объем средств, выделенных под единственных исполнителей (как например в Распоряжении 2424-р от 2013 года). Если у регионов есть право выбора, зачем Скворцова обратилась к Президенту об определении единственных поставщиков для региональных нужд, а не ограничилась только федеральным уровнем?
- Знает ли Минздрав, что есть письменные разъяснения Минэка, о том, можно ли проводить конкурентную закупку при наличии распоряжения о единственном исполнителе?
- Когда Минздрав наведет порядок с закупками лекарств для больных ВИЧ и не будет допускать критическое снижение запасов лекарств?
Как пишет канал Майский указ, игнорировать странное исполнение Майского указа и реализацию нацпроектов уже становится сложно. Пора напрямую спрашивать министров – «где деньги, Зин?», или почему они не доходят до регионов и достаются госкомпаниям?
Рекомендуем расширить круг адресатов. Например, по тому же проекту цифровизации в здравоохранении можно спросить и Силуанова из Минфина, и Кудрина из Счетной палаты, да и Артемьева из ФАС.
И мы рады, что вопросов к власти становится больше – так мы будем узнавать гораздо больше об их настоящей работе. И да, такая схема финансирования – из бюджета в госкомпании, минуя регионы, происходит не только по нацпроекту «Здравоохранение». Есть где покопаться.
Скворцова просто ищет стрелочника за провал реализации нацпроекта. Но не понимает, что она таким образом переносит закупки вне конкурентное поле из 44-ФЗ в 223-ФЗ.