Минфин России опубликовал результаты мониторинга применения Закона № 223-ФЗ в первом полугодии 2020 г. Отчет составлен на основании данных, размещенных в Единой информационной системе в сфере закупок, а также сведений, представленных Федеральным казначейством, ФАС России и АО «Корпорация МСП».
В документе, в частности, содержатся:
- данные о структуре заказчиков;
- анализ осуществления закупок;
- анализ заключенных договоров;
- сведения о закрытых закупках в электронной форме;
- данные о закупках у субъектов малого и среднего предпринимательства;
- основные итоги осуществления закупок.
Минфин России указывает, что в целом данные о государственных и корпоративных закупках, полученные за 2019 г. и первое полугодие 2020 г., свидетельствуют о росте показателей, связанных с закупками у малого бизнеса, в частности:
- среди участников закупок, зарегистрированных в Едином реестре участников закупок, превалирующую часть составляет малый бизнес (81%);
- продолжается рост среднего количества заявок: в течение пяти лет и до 2018 г. включительно среднее число заявок не поднималось выше 2,97, при этом по результатам 2019 г. это значение увеличилось до 3,12 заявки, а среднее количество заявок при закупках у малого бизнеса составило 3,47 заявки. По результатам первого полугодия 2020 г. среднее количество заявок увеличилось до 3,5 заявки, а при закупках у малого бизнеса – до 3,94 заявки;
- отмечается значительный рост закупок с преимуществами для малого бизнеса, в результате общая сумма контрактов и договоров с малым бизнесом, заключенных по результатам государственных и корпоративных закупок 2019 г. и первого полугодия 2020 г., составила 12 трлн руб.
Отдельный раздел отчета посвящен сведениям об осуществлении контроля ФАС России в сфере закупок госкомпаний в первом полугодии 2020 г.
Так, за этот период центральный аппарат ФАС России и ее территориальные органы рассмотрели 6 тыс. жалоб на действия (бездействие) заказчиков при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, из них:
- 33% жалоб (2 тыс.) признано обоснованными;
- 49% жалоб (3 тыс.) признано необоснованными;
- 18% жалоб (1 тыс.) оставлено без рассмотрения.
По результатам рассмотрения жалоб выдано 1,6 тыс. предписаний.
Основными причинами обжалования действий (бездействия) заказчиков являлись:
- установление заказчиком в документации о закупке ненадлежащих требований к участникам закупки (78%);
- неправомерный отказ в допуске к участию в закупке (15%);
- установление некорректного порядка и критериев оценки заявок участников закупки (6%);
- отсутствие в составе документации о закупке объемов закупаемых товаров, работ, услуг (1 %).
За первую половину 2020 г. в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный Законом № 223-ФЗ, включено 189 реестровых записей в отношении:
- 142 участников закупок, уклонившихся от заключения договора;
- 37 поставщиков (исполнителей, подрядчиков), с которыми договор расторгнут по решению суда в связи с существенным нарушением им условий договора.
Исключены из реестра недобросовестных поставщиков сведения о 10 участниках закупок, следует из отчета.