Минфин опубликовал первые результаты электронизации, внедрения новых правил осуществления закупок, в том числе у субъектов МСП, а также программ повышения эффективности закупочной деятельности заказчиков. Данные подготовлены на основании сведений от Федерального казначейства, ФАС России и АО «Корпорация МСП».
Результаты электронизации и внедрения новых правил закупок, по мнению Минфина показали рост прозрачности и доверия к закупкам госкомпаний, а также увеличение объема закупок у малого бизнеса практически в 2 раза (до 2,1 трлн рублей).
Вместе с тем, к конкурентным способам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) отнесены закупки, которые соответствуют требованиям части 3 статьи 3 Закона 223-ФЗ. Неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным указанной нормой № 223-ФЗ. Способы неконкурентной закупки, в том числе исчерпывающий перечень оснований для закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке.
Размещение закупок в разрезе способов определения поставщика
401 тысяча лотов общим объемом 4,8 трлн рублей (76% от общего объема извещений) составили закупки, осуществленные путем использования способов определения поставщика, которые заказчики с использованием функционала ЕИС отнесли к прочим способам закупки.
150 тысяч лотов общим объемом 985 млрд рублей (15% от общего объема извещений) было размещено путем проведения конкурсов (открытый конкурс, конкурс в электронной форме у МСП), аукционов (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, аукцион в электронной форме у МСП), запросов котировок (в том числе запрос котировок в электронной форме у МСП), запроса предложений в электронной форме у МСП, из них 69 % (679,8 млрд рублей) составляют закупки (138 тысяч лотов) с использованием конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в электронной форме, участниками которых могут быть только МСП;
118 тысяч лотов на общую сумму 615 млрд рублей (9% от общего объема извещений) закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Сведения об осуществленни контроля ФАС России
В I полугодии 2019 года Центральным аппаратом ФАС России и ее территориальными органами было рассмотрено 7 166 жалоб на действия (бездействие) заказчика при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, из них:
30% (2 133 жалобы) признаны обоснованными;
43% (3 111 жалоб) признаны необоснованными;
27% (1 922 жалобы) оставлены без рассмотрения.
По результатам рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика при осуществлении закупок товаров, работ, услуг выдано 1 733 предписания.
Основными причинами обжалования действий (бездействия) заказчиков являлись:
неправомерный отказ в допуске к участию в закупочной процедуре;
установление ненадлежащих требований к участникам закупки;
установление некорректного порядка и критериев оценки заявок;
невозможность определения (отсутствие) объемов закупаемых товаров, работ, услуг;
сокращение срока заключения договора по результатам закупки.
По итогам I полугодия 2019 года в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный Законом № 223-ФЗ, включено 257 реестровых записей, а именно:
– в отношении 198 участников закупок, уклонившихся от заключения договора;
– в отношении 59 поставщиков (исполнителей, подрядчиков), с которыми договор расторгнут по решению суда в связи с существенным нарушением им условий договора.
К основным итогам в первом полугодии 2019 года можно отнести:
- Закупки осуществляют 25,6% из общего количества заказчиков, зарегистрированных в ЕИС.
- Продолжается снижение количества заказчиков, являющихся государственными компаниями, хозяйственными обществами с государственным (муниципальным) участием, их дочерних хозяйственных обществ, а также дочерних хозяйственных обществ их дочерних хозяйственных обществ, осуществляющих закупки.
- Продолжается снижение объема закупок в денежном выражении, размещаемых в ЕИС. С 2017 года объем закупок, размещенных в первых полугодиях 2017, 2018 и 2019 годов, сократился соответственно с 9,3 трлн рублей до 7,5 трлн рублей в 2018 году и до 6,4 трлн рублей в 2019 году.
- Проведя анализ извещений, в которых заказчиками использовались «прочие» способы определения поставщика (подрядчика, исполнителя) было установлено, что по итогам I полугодия 2019 года 54% закупок осуществлялись путем проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок и запросов предложений, 32% составили закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а 14% – закупки «прочими» способами закупки.
- Несмотря на снижение объема размещаемых извещений о закупках, по результатам закупок в I полугодии 2019 года заказчиками заключено на 11,1% больше договоров, чем за аналогичный период 2018 года, на общую сумму 8 трлн рублей .
- На 75% по отношению к аналогичному периоду 2018 года увеличился объем договоров, заключенных с субъектами МСП, который составил 2,1 трлн рублей, что составляет 25 % от общей суммы договоров, заключенных в I полугодии 2019 года, сведения о которых размещены в реестре договоров.
- На 4% абсолютная экономия оказалась выше чем в I полугодии 2018 года и составила 220 млрд рублей.
Таким образом, по мнению Минфина первые результаты электронизации, внедрения новых правил осуществления закупок, в том числе у субъектов МСП, механизмов их финансового обеспечения, а также программ повышения эффективности закупочной деятельности, свидетельствуют о повышении прозрачности и доверия участников закупок к системе закупок отдельных видов юридических лиц.