Минфин планирует продолжить совершенствовать механизмы контроля за госзакупками, чтобы полностью исключить возможные злоупотребления со стороны чиновников, заявил заместитель министра финансов РФ Алексей Лавров в интервью газете «Аргументы и факты». Оптимизация дополнит уже установленные в России жесткие требования по прозрачности госзакупок.
«У нас законодательно установлены жесткие требования по прозрачности всех закупок. В современном цифровом пространстве тяжело закупить товары с избыточными потребительскими характеристиками, скрыть ничего невозможно. Каждый такой случай, безусловно, становится предметом рассмотрения, в том числе, и контрольных органов», – объяснил Алексей Лавров.
Замглавы Минфина подчеркнул, что прозрачность госзакупок – это самый действенный инструмент предотвращения любых злоупотреблений.
«Речь не только о предметах роскоши, но, например, покупают просто не то, что на самом деле нужно, или не того качества, либо по слишком высокой цене», – отметил он.
Кроме того, в России действует система нормирования в сфере госзакупок с четкими количественными ограничениями, отметил Алексей Лавров. «Заранее известно, что можно покупать в каком объеме и по какой цене. Это касается и автомобилей, и средств связи, и многих других товаров», – добавил он.
Несмотря на уже принятые меры, в Минфине России постоянно работают над усовершенствованием систем контроля за госзакупками. «Конечно, система госзакупок позволяет эффективно отслеживать и минимизировать ненужные закупки товаров, работ и услуг. Но мы видим, что есть вопросы, которые нужно проработать. У нас есть планы оптимизировать систему контроля нецелесообразных трат», – заключил Алексей Лавров.
Об инициативном бюджетировании
Среди жителей России набирает популярность инициативное бюджетирование, которое позволяет любому человеку поучаствовать в определении направлений расходов государственных денег на общественные нужды, например, на спортивную площадку во дворе или даже новую дорогу.
«В 76 субъектах федерации уже несколько лет действуют практики инициативного бюджетирования на муниципальном уровне. Граждане могут создать инициативные группы, предложить и выбрать актуальный проект, защитить его в местной администрации, и тогда она возьмет на себя основную часть расходов на реализацию этого проекта. Это может быть, к примеру, спортплощадка или благоустройство территории», — объяснил Лавров.
«Сегодня населением инициируются проекты по широкому перечню сфер непосредственной жизнедеятельности: это не только проекты в сфере спорта, это также проекты в сфере образования, массового отдыха, культуры, благоустройства, ремонта дорог и не только», — добавил он.
Именно такой подход позволяет гражданам своими идеями оказывать прямое влияние на направления расходов средств местных бюджетов. Обычно для этого достаточно собрать группу около 10 человек и оформить обращение в местный орган власти. При этом граждане и бизнес могут, а в некоторых случаях – должны будут поучаствовать в софинансировании выбранного ими проекта, отметил замминистра финансов.
«Многие годы в стране действует схожий механизм – самообложение граждан, то есть разовые целевые денежные взносы, но применялся он до недавнего времени в очень ограниченных масштабах. Инициативное бюджетирование проще и доступнее для граждан, оно годится даже для самых маленьких поселений или городских районов. Практически на любом территориальном уровне», – пояснил Алексей Лавров.
В Минфине ежегодно отмечают рост и числа проектов, и объемов софинансирования из бюджета. Также увеличивается число граждан, вовлеченных в этот процесс. По предварительным оценкам, число практик инициативного бюджетирования в 2022 году увеличилось с 406 до 441 (+8,6% с 2021 года).
В прошлом году реализовано 29,4 тысячи проектов инициативного бюджетирования (2021 год – 29,1 тысячи проектов, +1,0%), общая стоимость которых составила порядка 44,7 миллиарда рублей, что превышает показатель 2021 года на 5,2 миллиарда рублей (+13%).
Главным источником финансового обеспечения реализации проектов инициативного бюджетирования все так же остаются средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, доля которых в общей стоимости проектов инициативного бюджетирования составила 92,6%.
Доля средств бюджетов регионов в структуре общего объема расходов на реализацию проектов инициативного бюджетирования остается преобладающей – 53,5% (23,9 миллиарда рублей).
В остальных регионах России формально инициативного бюджетирования нет, но применяются другие инструменты вовлечения граждан в бюджетный процесс. Региональные и местные власти учитывают их мнение при реализации крупных проектов с помощью опросов или проведения общественных слушаний.
«Можно сказать, что во всех регионах у нас есть действующие инструменты учета мнений граждан в бюджетном процессе, а в 76 у нас это к тому же еще и четко сформулировано и формализовано», – заключил Алексей Лавров.