Уже несколько лет идет наполнение каталога товаров с его описанием, который заказчики по идее должны использовать при подготовке документации закупки. Но по многим товарным позициям описания минимальны, а прямой обязанности применять каталог при описании объекта закупки в самом 44-ФЗ нет. Есть постановление № 145, которое обязывает заказчиков использовать каталог, а при установлении заказчиком других описаний продукции чем те, что в каталоге – еще и обосновывать это в документации.
Практика показывает, что часто заказчики не ограничиваются описанием объекта закупки из каталога, а делают его подробным.
Так, требования к кефиру в каталоге указаны следующим образом: вид молочного сырья (восстановленное молоко, нормализованное молоко, обезжиренное молоко, смесь, цельное молоко), массовая доля жира (в процентах) и наличие обогащающих компонентов (да/нет).
Но в документации, которую обжаловал участник в УФАС, заказчик установил следующее: «кефир: должен быть кисломолочный продукт/произведенный путем смешанного (молочнокислого и спиртового) брожения с использованием закваски/приготовленной на кефирных грибках/без добавления чистых культур молочнокислых микроорганизмов и дрожжей. Вкус и запах – чистые кисломолочные, без посторонних привкусов и запахов. Вкус слегка острый, допускается дрожжевой привкус. Цвет – молочно-белый/равномерный по всей массе. Консистенция и внешний вид – однородная, с нарушенным\ненарушенным сгустком. Допускается газообразование, вызванное действием микрофлоры кефирных грибков. Массовая доля жира составляет не меньше 2,5 %. Массовая доля белка может быть не меньше 3,0 %. Фосфатаза или пероксидаза – не допускается. Количество молочнокислых микроорганизмов КОЕ в 1 г продукта в течение срока годности должно составлять не менее 107. Количество дрожжей может составлять не менее 104 КОЕ в 1 г продукта».
Комиссия Управления отмечает, что Заказчиком в техническом задании аукционной документации использованы иные функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, которые не предусмотрены позицией КТРУ, что в соответствии с п.6 Правил использования КТРУ обязывает Заказчика включить в описание объекта закупки обоснование необходимости использования такой информации, указано в решении контрольного органа (скачать).
ФАС в таких случаях считает, что отсутствие обоснования в техническом задании такого описания влечет нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ, несмотря на то, что в статье 33 Закона № 44-ФЗ нет ни слова про каталог и его обязательность.
Обоснованием выхода для заказчика за пределы описания объекта закупки из каталога могут служить конкретные показатели из действующих национальных стандартов или гостов, которые требуются учитывать заказчику исходя из специфики закупаемой продукции. Про такие стандарты как раз упоминается в ст. 33 Закона.
Это может помочь отбить жалобу в ФАС. Если такого обоснования нет, как в указанных примерах, то практика складывается против заказчиков, высказали мнение на канале Закупки и госзаказ.