В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 95 Федерального закона “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” нужно изменить существенные условия контракта.
Какие обстоятельства отразить в обращении к заказчику, которое призвано побудить его согласиться на перерасчет стоимости принятых и выполненных работ с учетом постановления Правительства РФ от 9 августа 2021 г. N 1315?
К сожалению, эксперты не могут дать однозначный ответ на данный вопрос. Поясним почему.
По общему правилу, предусмотренному ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ), при заключении и исполнении контракта изменение его существенных условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных указанной статьей и ст. 95 Закона N 44-ФЗ. Эти ограничения распространяются на все контракты, способ осуществления закупки значения не имеет (письмо Минфина России от 21.06.2017 N 24-05-08/38833).
В качестве одного из таких случаев п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ предусмотрена возможность изменить по соглашению сторон существенные условия заключенного на срок не менее одного года контракта, предметом которого, в частности, является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия (далее – строительный контракт), если при его исполнении возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию. Общий порядок внесения в контракт таких изменений установлен указанной нормой Закона N 44-ФЗ и постановлением Правительства РФ от 19.12.2013 N 1186 (далее – Постановление N 1186).
В совместном письме Минфина России, Минстроя России и ФАС России от 10.06.2021 N 24-06-06/45785, 24044-АП/09, ПИ/47490/21 также разъяснено, что указанные в п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ “независящие от сторон контракта обстоятельства” предполагают открытый перечень обстоятельств, в том числе изменение стоимости позиций ценообразующих строительных ресурсов, если указанное изменение возникло по независящим от сторон контракта обстоятельствам. По общему правилу существенные условия строительного контракта, в том числе цена такого контракта, могут быть изменены в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ при одновременном соблюдении совокупности условий, предусмотренных им, то есть в том числе и срока действия – один год и более (смотрите письма Минфина России от 24.03.2020 N 24-03-07/23076, от 29.06.2020 N 24-03-08/56008, от 27.07.2020 N 24-03-07/65360).
Вместе с тем в связи с существенным ростом в 2021 году стоимости строительных ресурсов был принят ряд мер, в том числе правового характера, направленных на поддержку заказчиков и подрядных организаций в сложившихся экономических условиях. В частности, в законодательство была введена ч. 70 ст. 112 Закона N 44-ФЗ, согласно которой в случаях и порядке, которые установлены Правительством РФ, в 2021-2023 годах положения п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ также применяются к контрактам, которые заключены на срок менее одного года и предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия. На основании данной нормы и было принято постановление Правительства РФ от 09.08.2021 N 1315 “О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации” (далее – Постановление N 1315) (смотрите также материал: информация ФАУ “Главгосэкспертиза России” от 23.08.2021 “Главгосэкспертиза создала портал по Порядку изменения цены контракта в связи с ростом стоимости строительных ресурсов”). Особо отметим, что ч. 70 ст. 112 Закона N 44-ФЗ и Постановление N 1315 устанавливают только временно применяемые особенности применения п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ (смотрите также письмо Минстроя России от 01.03.2022 N 7797-ИФ/09), изменение условий контракта в любом случае осуществляется на основании последнего пункта.
Особо обратим внимание на то, что положения Постановления N 1315 распространяются на случаи исполнения контракта для обеспечения федеральных нужд, что следует из п. 2 данного постановления, и на заказчиков, указанных в специальном перечне (приложение к Постановлению N 1315). При этом, исходя из содержания п. 3 Постановления N 1315, положения этого постановления не распространяются на региональных и муниципальных заказчиков (смотрите также, например, решение УФАС по Челябинской области от 24.08.2021 N 074/06/104-2200/2021). Правительство РФ только рекомендует в п. 3 Постановления N 1315 высшим исполнительным органам государственной власти субъектов РФ, местным администрациям принять меры, обеспечивающие возможность изменения (увеличения) цены строительного контракта, контракта на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия для обеспечения нужд субъекта РФ или муниципальных нужд соответственно, в связи с увеличением цен на строительные ресурсы, подлежащие поставке и (или) использованию при исполнении такого контракта, с учетом положений данного Постановления. На это обращается внимание в вышеназванном письме Минстроя России от 01.03.2022 N 7797-ИФ/09.
В соответствии с подп. “а” п. 2 Постановления N 1315 приказом Минстроя России от 23 декабря 2019 г. N 841/пр утверждена Методика составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства (далее – Методика), которая определяет порядок определения размера изменения (увеличения) цены контракта. Указанный порядок предусматривает несколько алгоритмов расчета обоснования существенного возрастания стоимости строительных ресурсов, оказывающего влияние на изменение цены контракта, который подрядчик направляет заказчику, в частности для контрактов от 100 млн рублей и выше предусмотрено проведение дополнительной проверки правильности определения достоверности сметной стоимости органами государственной экспертизы (смотрите также письмо Минстроя России от 04.10.2021 N 42594-СМ/09).
Формула расчета новой цены контракта описана в подп. “в” п. 14.2 Методики, и из данной нормы видно, что по общему правилу цена контракта увеличивается путем умножения на коэффициент корректировки стоимости работ, которые не были выполнены и приняты заказчиком на момент подписания дополнительного соглашения об увеличении цены. Однако абзац восьмой подп. “в” п. 14.2 Методики указывает, что по соглашению сторон при расчете цены работ по новой (откорректированной) смете контракта в уровне цен исполнения контракта может дополнительно учитываться увеличение цены работ, выполненных и принятых заказчиком в 2021-2022 гг. до даты представления расчета новой цены контракта. Как видим, возможность увеличения цены выполненных и принятых ранее заказчиком работ поставлена в зависимость только от соглашения сторон, возникновения обязанности заказчика согласиться с увеличением стоимости этих работ при каких бы то ни было обстоятельствах не предусмотрено. Равным образом никак не регламентирован порядок взаимодействия между подрядчиком и заказчиком для согласования подписания дополнительного соглашения об увеличении цены контракта, не предусмотрено ни необходимости направления каких-либо письменных сообщений, не говоря уже об их форме или требований к содержанию.
Соответственно, указать на какие-либо обстоятельства, которые должны быть отражены в обращении к заказчику, призванному побудить его к согласию на перерасчет стоимости принятых и выполненных работ, мы не можем. Полагаем, что подрядчик вправе представить любые доводы – информацию о росте цен на строительные материалы из открытых статистических источников, информацию об изменении цен других государственных контрактов за аналогичный период и т.п. – и любые расчеты, показывающие потерю им прибыли или даже убытки от выполнения работ без увеличения цены. Однако, как указывалось выше, это в любом случае не может гарантировать получения согласия заказчика на рассматриваемый перерасчет.
Заметим, что в судебной практике нам удалось найти примеры рассмотрения исков подрядчиков о взыскании с заказчиков убытков или неосновательного обогащения, полученного ими в результате отказа от перерасчета цен контрактов, однако эта практика противоречива. В одних случаях суды отказывают в удовлетворении таких исков, указывая на то, что изменение контракта, в том числе цена работ по нему, допускается только по соглашению сторон, и у подрядчика отсутствует право требовать такого изменения (смотрите, например, постановление АС Дальневосточного округа от 14.08.2023 N Ф03-2691/23, постановление АС Поволжского округа от 31.08.2023 N Ф06-5614/23, постановление АС Северо-Кавказского округа от 06.07.2023 N Ф08-5730/23, постановление АС Московского округа от 30.05.2023 N Ф05-10480/23, смотрите также постановление АС Северо-Западного округа от 30.11.2022 N Ф07-16362/22). В других же случаях суды считают возможным изменение контракта своим решением, в том числе и в части перерасчета цен (постановление АС Восточно-Сибирского округа от 16.08.2023 N Ф02-2832/23, постановление АС Северо-Западного округа от 06.09.2023 N Ф07-10180/23, смотрите также постановление АС Уральского округа от 22.02.2023 N Ф09-9943/22, постановление АС Западно-Сибирского округа от 06.09.2023 N Ф04-3999/23, из которых следует, что суды придерживались той же позиции, хотя и не нашли возможным изменять условия контракта в конкретных рассматриваемых случаях). Нам более обоснованным представляется первый подход, но мы не можем не отметить, что существует и возможность удовлетворения соответствующего иска, что будет зависеть от позиции суда.
Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Серков Аркадий