По статистике Генпрокуратуры за последний год за нарушения в госзакупках привлекли к ответственности 40 тыс. лиц, а 1 500 уголовных дел было возбуждено после прокурорских проверок. Рассказываем, как неожиданно не попасть под обвинение в хищении государственных денег.
За что наказывают
Статья 159. Мошенничество. Это самый распространенный случай привлечения к уголовной ответственности в госзакупках.
Статья 160. Присвоение или растрата. Статья близка к мошенничеству, но по ней привлекают тех, кто на основании специальной доверенности или своих полномочий имели право и доступ к имуществу, которое в результате было похищено.
Статья 165. Причинение ущерба. Тоже один из популярных сценариев — имущество остается на месте, но ему нанесен урон.
Статья 178. Ответственность за ограничение конкуренции. Раньше практики по этой статье практически не было, но сейчас она распространена. ФАС все чаще выявляет случаи картельного соглашения в аукционах, проводит проверки, привлекает к ответственности, а потом направляет решение в следственные органы, которые проводят проверки и возбуждают дела.
Статья 201. Злоупотребление полномочиями. Эта статья больше подходит при злоупотреблении полномочиями лицом, которое выполняет управленческие функции в коммерческой организации.
Статья 285. Злоупотребление должностными полномочиями. По этой статье привлекают к уголовной ответственности должностных лиц в компаниях с государственным участием.
Статья 291 — это дача взятки, статья 291.1 — это посредничество во взяточничестве.
Риски на стадии заключения госконтракта
Непрозрачные торги
Пристальное внимание привлекает победа в конкурсе менее выгодного по цене предложения. Контрольно-надзорные и правоохранительные органы могут заинтересоваться, каким образом была проведена та или иная закупка, были ли соблюдены установленные законом или внутренними регламентами требования.
Для доказательства сговора в ход идет переписка, СМС, записи в личных ежедневниках и так далее. Часто представители бизнеса до участия в тендерных процедурах вступают в какие-либо переписки или общение с представителями государственного заказчика.
Даже если контакты не связаны с закупками, в случае заинтересованности вышеуказанных госорганов такое общение может трактоваться негативно. Поэтому избегайте двусмысленных контактов, пересылок документов вне электронных площадок.
Риски на стадии исполнения государственных контрактов
Неисполнение всех работ
Самое распространенное основание привлечения к уголовной ответственности по ст. 159 УК — госконтракт, работы по которому не выполнены полностью или частично, или не соответствуют техническому заданию, требованиям к качеству, при этом заказчик оплатил работы полностью. Срок давности за такое преступление (при сумме контракта свыше 1 млн руб.) — 10 лет с даты перечисления денег. Наказанием станет лишение свободы сроком до 10 лет.
Срыв сроков
Гражданский кодекс давно предусмотрел механизмы урегулирования данной ситуации, в том числе с помощью штрафов. Но в определенных случаях нарушение условий контракта может повлечь и уголовную ответственность. Часто такие ситуации возникают, когда по контракту предусмотрен аванс и исполнитель получил деньги, но по каким-то причинам работы не выполняет.
Авансовые платежи — красная тряпка для правоохранительных органов. Следователь может трактовать это так: деньги взяли, хотя заранее знали, что в данный срок не поставят.
Правоохранители будут искать доказательства намеренного срыва обязательств со стороны исполнителя. Подтверждением станет: подбор ненадлежащих субподрядчиков, невозможность выполнения объема своими силами, перечисление аванса на другие работы и так далее. В этом случае исполнителей могут привлечь как по ст. 159 УК, так и по ст. 160 УК.
По документам работы выполнили раньше, чем по факту
Подписание акта выполненных работ, когда работы еще не выполнены — классическая ситуация. Часто это происходит по вине заказчика. Например, нужно сдавать объект к приезду высокого чиновника, который будет перерезать ленточку. И заказчик обращается к подрядчику: «Давайте мы сейчас всё подпишем все закроем, у нас там проверки будут. Вы потом выполните, у нас к вам претензий никаких не будет». А на деле происходит так: начинается проверка, и претензии будут к исполнителю.
У правоохранителей возникнет вопрос о несоответствии документов фактам выполнения работ, и только сложные экспертные исследования помогут исполнителю доказать добросовестность.
Заменили дорогие материалы дешевыми
Чтобы соблюсти сроки по контракту или уладить проблемы с материалами, исполнитель может их заменить. Кажется, что замена незначительная и нет необходимости согласовывать ее с заказчиком. Однако если контрольно-надзорные органы или представители заказчика установят факт такой замены, то могут расценить как умышленные действия, которые направлены на хищение бюджетных денежных средств. Естественно, это произойдет в том случае, когда примененные материалы дешевле тех, которые указаны в смете.
Судебная практика складывается таким образом, что причиненным ущербом будет считаться вся сумма государственного контракта (постановление Пленума ВС от 30.11.2017 № 48 «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате»). Поэтому любую замену, даже самую незначительную, нужно согласовывать с заказчиком, составлять для этого допсоглашения и делать перерасчеты.
Заказчик связан с подрядчиком
Любая аффилированность, прямая или косвенная, может вызвать подозрения. Если ее подтвердят, у правоохранителей будут вопросы о правомерности аукциона или конкурса, независимо от добросовестного исполнения госконтракта. Проверять аффилированность будут специалисты Росфинмониторинга.
Работа через третье лицо
Речь идет о ситуациях, когда в контракте указан один подрядчик, а услуги выполняет другой. При этом добросовестный исполнитель может не знать о посреднике, но это все равно могут трактовать как хищение.
Бывают ситуации, когда заказчик передает частично исполненную другой организацией работу исполнителю, чтобы последний выдал его за собственную. А деньги частично переводят через исполнителя по контракту истинному исполнителю. Иногда о таких ситуациях добросовестному исполнителю становится известно уже после заключения контракта. Не желая вступать в конфликт с заказчиком, исполнитель не предпринимает действий к расторжению контракта. Такую ситуацию правоохранители трактуют как хищение бюджетных средств через завышение цены: если бы непосредственный исполнитель участвовал в закупке напрямую, то бюджет не потратил бы деньги на посредника.
Выполнили работы, которых нет в контракте
На каком-то из этапов строительства становится невозможно выполнить определенные виды работ по независящим от сторон обстоятельствам. Заказчик просит подрядчика выполнить другие работы, которые не предусмотрены в договоре и не включены в смету. Исполнитель может согласиться, и израсходует деньги на работы, которые не предусмотрены в контракте. Через некоторое время на стороне заказчика может смениться руководитель, который потребует завершить строительство согласно условиям госконтракта.
Подрядчика могут привлечь к уголовной ответственности, так как государственные деньги он самостоятельно потратил не на сметные работы. А предыдущий представитель заказчика на допросе будет утверждать, что никаких указаний не давал, и опровергнуть его утверждения будет нечем.
Как снизить уголовно-правовые риски
При работе с госконтрактами соблюдайте простые, но важные правила:
- выполняйте договорные обязательства,
- заранее просчитывайте риски трактовки технического задания,
- проверяйте надежность собственных контрагентов,
- возникающие конфликты решайте в ходе переговоров,
- подписывайте документы только фактическими датами,
- старайтесь письменно согласовывать все договоренности и избегайте двусмысленности формулировок,
- привлекайте специалистов, если нужно провести уголовный аудит,
- контролируйте деятельность уволенных сотрудников.
Анна Тресвятская Автор статей в Контур.Закупках Статья подготовлена на основе выступления Марии Корчагиной (Адвокатское бюро «ЗКС») на Контур.Конференции «Снижаем риски и следуем трендам» 9 июня 2021