Антимонопольная служба рассказала, по каким основаниям проводит проверки заказчиков. Также разъяснила, на что обратит внимание контролер в закупках у едпоставщика.
Когда ФАС проведет внеплановую проверку
ФАС проведет проверку в соответствии с положениями пункта 2 части 15 статьи 99 Закона № 44-ФЗ в нескольких случаях. Во-первых, если жалоба содержит информацию о нарушении законодательства о контрактной системе. Во-вторых, если сотрудники территориальных подразделений ФАС самостоятельно установили такие признаки в рамках анализа закупки по жалобе. В третьих, в случае поступлении информации содержащей признаки нарушения законодательства о контрактной системе.
Когда проводят внеплановые проверки при отозванных жалобах.
Территориальным органам ФАС рекомендовано проводить внеплановые проверки на основании информации о признаках нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок. Это важно для пресечения случаев злоупотребления правом отзыва жалобы по закупкам теми, кто их направляет. Контролеры проведут проверку, если отозванная жалоба содержит признаки нарушения или сотрудники территориальных органов ФАС самостоятельно установили такие признаки. Заказчика проверят внепланово, даже если у территориального органа ФАС не будет сведений о влиянии нарушения законодательства на права и законные интересы третьих лиц.
Документ: письмо ФАС от 11.10.2023 № МШ/83640/23
Прикладывать ли к жалобе доверенность.
Не нужно прикладывать к жалобе доверенность на лицо, которое имеет право действовать от имени участника закупки. Жалоба подается исключительно с использованием единой информационной системы и должна быть подписана ЭЦП.
Жалобы на электронные процедуры подаются с использованием функционала ЕИС.
Как проверяют закупки у едпоставщика
Территориальные подразделения ФАС в рамках внеплановой проверки закупок по пунктам 4, 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ проверят контракт по нескольким признакам. Во-первых, на соответствие едпоставщика единым требованиям. Во-вторых, на непревышение цены контракта лимитам закупки (ст. 24, пп. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ). В-третьих, на дату начала исполнения контракта. Она не должна быть ранее даты его заключения (ст. 34 Закона № 44-ФЗ). Проверят и соблюдение порядка проведения закупок, который установлен региональными актами или регламентами электронных площадок. Также посмотрят, соблюдал ли заказчик порядок проведения электронной процедуры, если закупал по части 12 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.
О применении КоАП
Заказчики затрудняются в вопросах назначения административного наказания. Сложные моменты также разъяснила ФАС на совещании с территориальными органами.
По какой статье привлекут заказчика, который работает по Закону № 223-ФЗ и нарушил требования Закона № 44-ФЗ.
Заказчика, который действует по Закону № 223-ФЗ и нарушил Закон № 44-ФЗ, когда был обязан его применять, привлекут по статье 7.32.3, части 7.2 статьи 19.5, части 5 статьи 19.8 КоАП.
Как накажут, если не направить в ФАС информацию о включении в РНП.
За ненаправление или несвоевременное направление в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информации, подлежащей включению в РНП, должностное лицо получит штраф 20 тыс. руб. (ч. 2 ст. 7.31 КоАП).
20 тыс. руб. — штраф, если не направить в ФАС информацию для решения вопроса о включении в РНП
Как доказать, что нарушение малозначительно.
При малозначительности административного правонарушения заказчика могут освободить от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Об этом сказано в статье 2.9 КоАП.
Правонарушение может быть признано малозначительным, если соблюдено три правила. Во-первых, правонарушение совершено впервые. Во-вторых, лицо признало вину и раскаялось, а права и законные интересы участников закупочных процедур восстановлены. Кроме того, выданное предписание должно быть исполнено.
Кто отвечает за неверное описание объекта закупки, заказчик или уполномоченный орган.
Порядок взаимодействия заказчиков с уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями определяется решениями о создании таких органов либо решениями о наделении их полномочиями (ч. 10 ст. 26 Закона № 44-ФЗ). Важно, что лицо подлежит ответственности только за правонарушения, в отношении которых установлена его вина (ст. 1.5, 2.1, 2.4 КоАП). Вопрос о наличии состава административного правонарушения решается уполномоченным должностным лицом в каждом конкретном случае исходя из фактических обстоятельств дела. Статья 26 Закона № 44-ФЗ не содержит исключение, которое освобождает от ответственности за нарушения в описании объекта закупки уполномоченный орган.
электронный журнал «Административная практика ФАС»