АО «Российский научный центр «Прикладная химия» проводило конкурс на оказание услуг финансового аудита бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных компаний в рамках 44-ФЗ. Начальная цена составила 1,1 млн. руб.
На действия комиссии поступила жалоба участника, УФАС по Санкт-Петербургу провело 3 внеплановых проверки. В рамках одной из них УФАС установило нарушение – заказчик не опубликовал итоговый протокол конкурса в срок, предусмотренный ч. 15 ст. 48 Закона № 44-ФЗ.
По итогам проверки заказчику было выдано предписание о надлежащем формировании итогового протокола, которое заказчик не исполнил.
В связи с неисполнением предписания заказчику – организации – контрольным органом был назначен штраф в размере 500 тыс. руб. (ч. 7 ст. 19.5 КоАП РФ).
Общество, напротив, посчитало, что не относится к заказчикам по смыслу Закона № 44-ФЗ и в отношении него не применяются положения ст. 99 Закона № 44-ФЗ о контроле закупок. Компания указывала, что применяет Закон № 44-ФЗ только в части процедуры закупки, как того требует Закон «Об аудиторской деятельности» (ч. 4 ст. 5), поэтому привлечение организации контрольным органом к ответственности, предусмотренной ч. 7 ст. 19.5 КоАП РФ, не соответствует Закону № 44-ФЗ.
Суды с этой позицией не согласились, поскольку организация проводила электронный конкурс по правилам 44-ФЗ. Вместе с тем организации удалось снизить размер штрафа.
Верховный суд согласился с позицией судебных инстанций о том, что назначение контрольным органом заказчику штрафа в 500 тыс. рублей является чрезмерным, не соответствует тяжести совершенного правонарушения и носит неоправданно карательный характер, как ранее отметил Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
В итоге, руководствуясь ч. 3.1 ст. 4.1 КоАП РФ, суды снизили штраф до 250 тыс. рублей, отметили специалисты канала Закупки и госзаказ.
Документ: Определение ВС РФ от 17.10.2024 г № 307-ЭС24-13556 по делу № А56-10376/2023