Итак, принятое 1900 году «Положение о казенных поставках и подрядах», вобравшее в себя весь накопленный Российской империей опыт закупок, благополучно работало до 1914 года, пока не началась Первая мировая война. Довольно быстро после ее начала оказалось, что механизм закупок, разработанный для мирного времени, неважно действует в условиях войны.
В начале XX века в сфере казенных закупок было две серьезных проблемы. Первая – высокотехнологичная продукция по-прежнему закупалась у российских «дочек» западных компаний, и с 1903 по 1905 год зарубежные компании получили заказов на 306 млн золотых рублей. Например, фирма «Сименс» была постоянным поставщиком электрооборудования для крепостей и военно-морского флота.
Второй проблемой было участие в закупках казенных заводов, которые благодаря ряду льгот и компенсаций могли поставлять товар по нерыночным ценам. Этим они снижали конкуренцию за госзаказ, по существу отбивая у частников желание участвовать в закупках. Но даже если цены были явно завышены, казенный завод получал преимущество на аукционе, потому что чиновники заботились о загрузке принадлежащих государству мощностей.
О мобилизации экономики и соответствующих изменениях в практике казенных поставок и подрядов власти задумались в последнюю очередь – когда недостатки в снабжении миллионных фронтов стали известны всем. В 1914 году считалось, что природные богатства России сами по себе обеспечат снабжение воюющей армии. Также считалось, что снабжение армии не надо ставить в зависимость от частного бизнеса, поэтому никто не думал о распределении военных заказов среди частных предприятий и переводе гражданской промышленности на военные рельсы.
Но мобилизационные запасы закончились гораздо раньше, чем закончился 1914 год, как только война стала приобретать неожиданные масштабы. Потребности армии в винтовках перекрыли мобилизационные расчёты на 150 %. С декабря 1914 года по март 1915 года фронт получил лишь треть необходимых снарядов и винтовок. Мобилизационный запас снарядов был израсходован за 4 месяца, а для его восстановления требовался год.
Основное военное производство было сосредоточено на тех самых казённых заводах. Но они едва обеспечивали потребности армии в условиях мирного времени. Стрелковое оружие производилось на Тульском, Сестрорецком и Ижевском заводах. Производство патронов – на Петербургском и Луганском. Орудия изготовлялись на заводах военного, морского и горного ведомств и на некоторых частных заводах (Путиловский, Брянский, Гельсингфорсский и др), причем только Путиловский завод производил орудия целиком, остальные ограничивались комплектующими либо ремонтом.
Чтобы полноценно использовать частный сектор в военных целях, в начале 1915 года создали Особую распорядительную комиссию по артиллерийской части. Ей передали контроль за деятельностью заводов, фабрик и мастерских, получивших заказы от Главного артиллерийского управления. От заказа нельзя было отказаться, иначе комиссия могла забрать завод «во владение и распоряжение» (право собственности за владельцем сохранялось).
Затем, в августе 2015 года были созданы особые совещания – по обороне, топливу, перевозкам и продовольствию – с участием министров, ведомств, членов Государственной думы, Госсовета и представителей Земского и Городского союзов, а также и военно-промышленных комитетов.
При их содействии к выполнению военных заказов была привлечена практически вся крупная частная промышленность. В задачи казенных заводов входило сдерживать растущие цены на поставки.
В целом решение сработало – в августе 1916 года винтовок было изготовлено на 1 100% больше, чем в августе 1914 года; 76-миллиметровых и горных пушек – на 1 000%, а 76-миллиметровых снарядов – на 2 000%. Выработка пороха и взрывчатых веществ возросла на 250–300%.
Но империи это уже не помогло.
Рекомендация для тех, кто хочет узнать чуть больше: П.А. Кюнг «Мобилизация экономики и частный бизнес в России в годы Первой мировой войны».