Госдума приняла сразу во втором и третьем чтении два закона, которые касаются особенностей проведения госзакупок (44-ФЗ) и закупок компаний с государственным участием (223-ФЗ) . Документы были инициированы правительством РФ.
Комментарий канала Закупки и госзаказ:
- “Вводится механизм минимальной квоты российских товаров. Сфера применения новой квоты будет ограниченной. Для запуска этого нового инструмента понадобится, чтобы правительство установило минимальную долю таких закупок, группы таких товаров, правила обоснования НМЦК по таким закупкам и регламент оценки выполнения заказчиком такой квоты. Минфину удалось снести “бредовые” поправки, о которых мы писали раньше, когда отсутствие заявок с российскими товарами влекло обязанность заказчика проводить закупку заново”, – выразили мнение специалисты.
- “С 1 сентября 2020 г. заказчики получат возможность проводить электронный конкурс в сфере строительства с ПСД, необходимая подзаконная база, как мы уже отмечали, готова, теперь изменения внесены и в закон (хотя должно быть наоборот)”, – считают на канале.
- Новые процедуры запроса котировок и закупки товара с полки в рамках 44-ФЗ будут реализованы с 1 апреля 2021 г., а не с 1 октября 2020 г., как планировалось ранее.
Основные положения законов
Эти документы определяют минимальную долю закупок, произведенных в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Перечень таких товаров (работ, услуг) утверждается правительством. Законопроекты призваны ориентировать такие закупки преимущественно на отечественную продукцию, “в том числе в рамках диверсификации организаций оборонно-промышленного комплекса в части стимулирования выпуска высокотехнологичной гражданской продукции”, отмечается в пояснительной записке.
Документами также устанавливается порядок выполнения государственными и муниципальными заказчиками минимальной доли закупок и особенности определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги.
“Введение обязанности государственного и муниципального заказчика осуществлять определенный объем закупок товаров, произведенных в государствах – членах ЕАЭС, работ, услуг, для выполнения, оказания которых поставляется товар, произведенный в государстве – члене Евразийского экономического союза, позволит на постоянной основе ориентировать их деятельность на преимущественную закупку отечественной продукции, что положительным образом будет влиять на темпы роста потребления такой продукции, в том числе высокотехнологичной”, – полагают в правительстве.
Законы также предусматривают полномочия правительства по определению требований к содержанию и форме отчета об объеме закупок товаров, произведенных в государствах – членах ЕАЭС, работ, услуг, для выполнения, оказания которых поставляется товар, произведенный в государстве – члене ЕАЭС, а также порядок его подготовки и размещения в единой информационной системе, требований к содержанию обоснования невозможности выполнения заказчиком минимальной доли закупок, а также порядок его подготовки и размещения в единой информационной системе. Кабмин будет определять требования к уполномоченному федеральному органу исполнительной власти, который оценивает выполнение государственным и муниципальным заказчиком минимальной доли закупок, к порядку использования единой информационной системы для оценки минимальной доли закупок, а также показателей оценки достижения заказчиком минимальной доли закупок.
В послании Федеральному Собранию от декабря 2016 года президент РФ поставил задачу довести к 2025 году долю гражданской продукции до 30% от общего производства ОПК, а к 2030 году – до 50%.
“Постоянное действие указанной доли закупок товаров, произведенных в государствах – членах Евразийского экономического союза, позволит создать долговременный механизм точечной поддержки развития российского производства в целях стимулирования уровня экономического роста на отдельных отраслевых рынках, поддержки организаций оборонно-промышленного комплекса при производстве ими высокотехнологичной российской продукции, а также развитие кооперации”, – говорится в пояснительной записке.
Поправки ко второму чтению
Согласно принятым во втором чтении поправкам, до 1 января 2024 года в случае осуществления закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства путем проведения открытого конкурса в электронной форме и при включении в описание объекта закупки проектной документации такой конкурс проводится с учетом ряда особенностей, касающихся сроков и критериев заявки.
По итогам года заказчик до 1 апреля года, следующего за отчетным, составляет отчет об объеме закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ и оказании закупаемых услуг, а также размещает отчет в единой информационной системе или направляет его в уполномоченный правительством орган власти. При этом не составляется отчет и не размещается информация в единой информационной системе о закупках товаров, работ, услуг для органов внешней разведки, органов федеральной службы безопасности и органами государственной охраны. Правительство РФ вправе дополнительно определить закупки товаров, работ, услуг, отчет и обоснование которых не размещаются в единой информационной системе в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства.