11 июля в СМИ появилась новость о том, что Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предлагает создать рейтинг добросовестных поставщиков в рамках госзакупок, который будет рассчитываться автоматически на основе данных Единой информационной системы (ЕИС). Об этом сообщил заместитель руководителя ФАС России Михаил Евраев на круглом столе, посвященному госзакупкам.
Евраев обратил внимание на отсутствие какого-либо поощрения для поставщиков, добросовестно исполняющих свои обязательства перед государством, и озвучил предложение ввести мотивационные преференции для них.
«То есть это не просто какой-то значок или грамота, что ты работаешь добросовестно, а очень понятные экономические последствия, экономическая мотивация», – сказал Евраев.
Напомним, что с 2006 года в российской закупочной системе существует такое понятие, как «реестр недобросовестных поставщиков», предназначенный для участников закупок, уклонившихся от заключения контракта, допускающих нарушения при исполнении или не исполнявших контракты вовсе.
На деле же, эта норма никогда не работала, поскольку попадание в реестр не ставило преград для продолжения участия таких компаний в госзаказе. Потери такой компании минимальны – потерянное обеспечение заявки (что компенсируется другими контрактами) и затраты на создание очередной фирмы.
Впервые, на общероссийском уровне, идея о создании «белого реестра» была озвучена юристом Александром Строгановым в журнале «Форбс» в июне 2016 года, после ужасной трагедии, случившейся на Сямозере в Карелии. Тогда погибшие дети приехали в Карелию по линии органов соцзащиты Москвы. Организатором поездки была фирма «Парк-отель Сямозеро», выигравшая электронный аукцион. Но лишь после трагедии выяснилось, что выигравшая компания числилась ответчиком по десяткам судебных дел и много раз привлекалась к административной ответственности. Если бы при проведении закупок в первую очередь оценивалась деловая репутация, ситуация, когда такой участник получает контракты на десятки миллионов рублей, была бы невозможна. Впоследствии, проблема «случайных людей» в госзаказе неоднократно поднимались в СМИ, на конференциях, круглых столах и т.п.
А ведь цивилизованный, развитый госзакупочный (да и не только) рынок таких безжалостно отсеивает. На рынке не место недобросовестности, а уж в госзаказе особенно. И регулярные новости о непоставках лекарственных средств в больницы и поликлиники, о срывах дорожного строительства и брошенных подрядчиками объектах, наконец, смогли вывести проблему недобросовестных поставщиков на федеральный уровень.
Конечно, это лишь первые шаги в направлении более строгого подхода в части доступа к госзаказу. Очень хочется верить, что ФАС не остановится на этом и продолжит работу над одной из главных проблем госзаказа.
«И, конечно, это может использоваться и при допуске на торги в дальнейшем, и при оценке участников на конкурсах и так далее» (Михаил Евраев).
Великий русский цивилист Дмитрий Иванович Мейер при описании истинного смысла сделки писал: «Предполагается, что участники сделки желают поставить нечто законное, нечто действительное, ибо нарушение закона не предполагается».
Если в системе российского госзаказа удастся эту мысль сделать основополагающей, то тогда можно будет с уверенностью говорить, что реальное движение к главной цели закупок – эффективному удовлетворению потребностей государства, началось.