ФАС России по обращению общественников пересмотрела решения своего территориального органа и выявила нарушения. Предприниматели предоставляли подложные договора и становились победителями конкурсов в Московской области. Материалы переданы в МВД России для принятия решений о возбуждении уголовных дел.
Проблема предоставления недостоверных сведений для победы в торгах стало достаточно частым явлением, с которым сталкиваются заказчики во всех субъектах РФ.
Это явление изначально связано с недобросовестными исполнителями. Когда им стали ограничивать доступ к закупкам с использованием входных фильтров (универсальная и специальная предквалификация, критерием по опыту поставщика) некоторые участники стали обходить контрольные рамки, предоставляя подложные документы или используя неясные формулировки закона.
Отметим, что наднациональное законодательство Евразийского союза позволяет расторгать контракты, заключенные с поставщиками на основе недостоверных сведений, и даже включать таких поставщиков в Реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Такая возможность предусмотрена Договором ЕАЭС (протокол о порядке регулирования закупок (п.13 приложение N 25 к Договору о Евразийском экономическом союзе). Однако, этот механизм до сих пор не реализован в рамках 44-ФЗ, который регулирует госзакупки в России.
На проблему предоставления сфальсифицированных договоров не раз обращал внимание руководитель ФАС России Максим Шаскольский.
В Общественный совет при ФАС России поступили обращения содержащие информацию о признаках нарушения Закона о контрактной системе. Предоставление подложных договоров в составе заявки для участия в конкурсах, проводимых в Московской области. Так предприниматель Зимин в составе заявки представил «опыт», исполненные договора на сумму более 10 млрд. рублей. ООО «Сириус Артис Групп» представил договора на сумму чуть меньше 18 млрд. рублей.
По результатам рассмотрения этих обращений были направлены заявления в территориальный орган ФАС России. Однако, Подмосковный УФАС нарушений не выявил.
При этом миллиардные суммы выручки у ИП и ООО (малое предприятие) не смутили членов комиссии контрольного органа.
Не согласившись с такой позицией, редакция направила обращения в Центральный аппарат ФАС России. По результатам рассмотрения которых нарушения были выявлены, комиссия заказчиков неправомерно допустила участников закупок. ИП Зимин (ОГРНИП 318502900043587) и ООО «Сириус Артис Групп» (ИНН 7713479780) предоставили – подложные договора в составе заявки, это им и позволило стать победителями.
Комиссия ФАС России не согласилась с выводами, изложенными в решениях Московского областного УФАС об отсутствии в действиях Комиссии по осуществлению закупок нарушений при рассмотрении заявок ИП Зимина А.Ю. и ООО «Сириус Артис Групп», поскольку территориальным органом ФАС России не в полной мере исследованы обстоятельства дела, имеющие значение для правильного разрешения дела,
– отмечено в решении.
На внеплановой проверке Зимин пытался убедить комиссию, представив подложные письма от контрагентов, теперь ему также грозит административное наказание по ч 1 статьи 19.7.2 КоАП. Представители Сириус Артис Групп на заседание не явились.
Номера извещений по внеплановым проверкам проведенных ФАС России: 0848300044523000221, 0848300048323000174, 0848300066123000111, 0848300066123000108, 0848300044523000222, 0848300044523000223
Недавно, Конституционный суд рассмотрел жалобу на неконституционность п. 1 ч. 11 и п. 8 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе в сфере закупок и согласился с позицией Верховного Суда (дело № А40-136537/2022),
- при рассмотрении и оценке заявок комиссия заказчика обязана проверить заявки участников закупки на отсутствие всех оснований, предусмотренных ч. 12 ст. 48 Закона № 44-ФЗ, в т. ч. на предмет достоверности сведений;
- чтобы удостовериться в подлинности данных, комиссия не лишена возможности направлять запросы в адрес государственных органов, юридических и физических лиц, указанных в заявке и приложениях к ней.
ФАС России
Контрольным органом в сфере закупок является ФАС России, поэтому мы обратились к начальнику Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Ольге Горбачевой с вопросами:
Обсуждаются ли в ФАС России такие явления (предоставление недостоверной информации, подложных договоров в составе заявки)? Как с ними бороться, пути решения?
Ольга Викторовна пояснила, что такое явление активно обсуждается в ФАС России.
Мы владеем инструментами и Закон дает нам право рассматривать абсолютно любые обращения содержащие информацию о признаках нарушения 44-ФЗ, в том числе в связи с предоставлением недостоверной информации.
На сегодняшний момент мера ответственности для таких недобросовестных участников предусмотрена 135-ФЗ (прим, Закон о защите конкуренции).
В декабре 2023 года мы рассмотрели первое дело (решение № 22/01/11-83/2023), где установили, что участники закупок вступили в сговор, предоставляя подложные договоры друг с другом на миллиарды рублей. Такими противоправным действиями они «накручивали» себе опыт. Получали максимальный балл по результатам оценки заявок и становились победителями. Это позволило компаниям впоследствии заключить государственные контракты с минимальным снижением.
Как правило, картельные дела объемные и рассматриваются не быстро.
Поэтому мы считаем правильным путь развития Законодательства о контрактной системе (прим, 44-ФЗ), благодаря которому осуществление контроля и принятие решений по делам о предоставлении участниками закупок заведомо недостоверной информации было бы эффективным и имело оптимально короткий срок.
Может ли общественный контроль (ст. 102 Закона о контрактной системе) помочь в решении этой проблемы ?
Конечно, в том числе по обращениям Гражданского контроля госзакупок нами выявляются нарушения. В ряде случаев, когда мы видим признаки сговора, материалы передаются в Управление по борьбе с картелями ФАС России.
На вопрос:
Возбуждаются ли уголовные дела по переданным ФАС России материалам дел ? есть ли статистика ?
Ольга Викторовна ответила:
Нет, правоохранители как правило не возбуждают дела за предоставление подложных договоров о наличии опыта, ссылаясь на отсутствие ущерба.
Действительно, информации о заведенных уголовных делах за предоставление поддельных документов победителями закупок не так много.
Прокуратура классифицирует такие деяния как преступления, ответственность за которые предусмотрена частью 5 статьи 327 Уголовного кодекса Российской Федерации (использование заведомо поддельного документа).
За данное преступление законом предусмотрены следующие наказания: штраф до 80 тыс. рублей или в размере заработной платы/дохода осужденного за период до 6 месяцев, обязательные работы до 480 часов, исправительные работы до 2 лет, либо арест до 6 месяцев.
Отметим, даже исполненный госконтракт может быть признан недействительным. Верховный Суд в своем обзоре судебной практики № 3 (2020), в п. 32 четко указал, что, если в процессе исполнения контракта при проведении конкурса организация (общество) предоставит недостоверные документы с целью стать победителем торгов, госзаказчик вправе отказаться от исполнения ничтожного контракта и требовать возврата авансовых средств.
Общественный совет при ФАС России
Контрольные функции ФАС в сфере госзакупок входят в сферу деятельности Общественного совета при ФАС России. Возглавляет совет Андрей Шаронов. Мы попросили Андрея Владимировича прокомментировать ситуацию.
“В Общественном совете регулярно рассматриваются вопросы закупочной деятельности по 44-ФЗ и реже по 223-ФЗ. Тема (предоставление подложных договоров, прим.) пока не рассматривалась, но вы можете ее про инициировать с точки зрения правовых последствий при обращении ФАС России в правоохранительные органы».
По вопросу внесения в 44-ФЗ прямой нормы о штрафах и внесения в РНП за предоставление недостоверной информации, Андрей Владимирович выступил:
«за четкие формулировки и правильную квалификацию – недостоверной информации, чтобы не было злоупотреблений у организаторов торгов. За неправильно поставленную запятую, букву в адресе компании, со стороны заказчика не последовали санкции к участникам закупок».
Общественный совет готов на своей площадке обсуждать такие явления и как с ними бороться, пути их решения,
– заключил Андрей Шаронов.
Как нам стало известно, в Правительстве РФ рассматривается законопроект, в том числе обязывающий включать в реестр недобросовестных поставщиков информацию о победителях, представивших подложные договора. Также включены штрафы для тех, кто в целях участия в закупке предоставил заведомо недостоверные сведения – на должностных лиц в размере от 50 тыс до 200 тысяч рублей; на юридических лиц – от 300 тыс до 500 тысяч рублей. До середины февраля т.г. регуляторы должны согласовать законопроект.
Дмитрий Доброштан, юрист, эксперт в сфере закупок