ФАС России рассмотрела жалобы на действия корпоративных заказчиков, установивших в документации право отменять закупку в любое время до заключения договора. В результате служба зафиксировала нарушения заказчиками Закона о закупках (ч. 1 ст. 2, ч. 5 ст. 3.2 223-ФЗ).
Так, в настоящее время ряд заказчиков-госкомпаний закрепляют в своей документации такое право. Они ссылаются на то, что проводимые ими закупки не являются конкурентными, поскольку сведения о них не размещены в Единой информационной системе в сфере госзакупок (ЕИС) в связи с действием постановления Правительства РФ № 301. По мнению заказчиков, в таких случаях норма части 5 статьи 3.2 Закона о закупках не подлежит применению, и они получают право устанавливать подобные положения.
Служба установила, что сведения о спорных закупках действительно не размещены на официальном сайте ЕИС, однако размещаются на сайте оператора электронной площадки и доступны для ознакомления неограниченному количеству лиц. Таким образом, в рамках спорных закупок фактически обеспечивалась конкуренция между участниками, подавались заявки на участие в закупках. По мнению ведомства, на такие закупки должны распространяться правила, предусмотренные для конкурентных закупок (ч. 3 ст. 3 223-ФЗ).
Заказчики не согласились с решениями ФАС России и обратились в суд.
Арбитражный суд города Москвы и Девятый арбитражный апелляционный суд изначально согласились с позицией заказчиков.
Однако Арбитражный суд Московского округа поддержал позицию ФАС России. Суд отменил решения нижестоящих инстанций и отказал в удовлетворении заявленных требований заказчиков.
ФАС России дополнительно отмечает, что нормы постановления Правительства РФ № 301 направлены, в первую очередь, на защиту участников закупочных процедур от возможного введения в отношении них санкций со стороны недружественных государств и не содержат указания на неконкурентный характер таких закупок.
Документ: Постановления АС Московского округа от 10.11.2023 г по делу № А40-16654/23 и делу № А40-254140/22