«Вопрос высокой доли расторжения контрактов по 44-ФЗ был поднят в прошлом году на заседании Общественной палаты, – сказал руководитель Управления конкурентной политики и методологии закупок Аналитического Центра при Правительстве РФ (АЦ) Павел Тихомиров, открывая круглый стол по данной теме. – Аналитический центр провел исследование, и сегодня мы собрались обсудить возможные пути сокращения доли расторгнутых контрактов».
Поскольку 2020 год из-за пандемии не может считаться показательным, Тихомиров привел данные 2019-го года, когда общая сумма расторжений достигла 1,27 трлн рублей. По уровню заказчика наибольшее число расторжений приходится на муниципалитеты, по основаниям расторжения – в основном по соглашению сторон. Односторонние расторжения лидируют с субъектами малого предпринимательства, в отраслевом разрезе больше всего их происходит в строительстве.
Сравнивая наше законодательство с законодательством западных стран и Китая, Тихомиров подчеркнул, что у нас не включено такое важное основание для расторжения, как интересы государства. По его мнению, этот пункт обязательно должен быть прописан. Также спикер отметил слишком жесткие ограничения по изменениям в контракте по 44-ФЗ, а это одно из наиболее частых оснований для расторжения.
«Необходимо либерализовать нормы расторжения», – согласилась замначальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Ольга Горбачева.
По ее словам, заказчики часто грешат неисполнением процедуры расторжения в части уведомления поставщика. Однако и такие варианты рассматриваются ФАС с учетом всех обстоятельств. Односторонний отказ – это всегда риски для исполнителя попасть в Реестр недобросовестных поставщиков. Объективные решения, принимаемые ФАС, Горбачева представила рядом конкретных кейсов, отметив, что около половины случаев отказа заказчика ФАС признает необоснованными. Ее предложение – ввести в оптимизационный пакет механизм защиты предпринимателями своих прав в части обжалования одностороннего отказа.
«Надо разбираться в мотивации расторжения контрактов, – считает заместитель Министра финансов Российской Федерации Алексей Лавров. – Может, изменились потребности или заказчик увидел, что победитель несет риски неисполнения. Самый «зловредный» случай – отказ из-за того, что выиграл «не свой». Если такой случай не подтверждается, можно оставить все как есть».
Важной мерой Лавров считает возможность быстрой замены поставщика. Если заказчик видит, что он не справляется, законопроектом предлагается сократить сроки расторжения. При этом замминистра не считает, что нужно сильно упрощать условия исполнения контрактов. Главное, по его мнению, – быстрая процедура как заключения, так и расторжения контрактов.
«Количество расторжений у нас уменьшается с 12% в 2018 году до 9% в 2020-м», – рассказала заместитель директора ФКУ «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России» Надежда Гапонова.
По ее словам, 60% расторжений – контракты на коммунальные услуги, и связано это чаще всего с жесткими условиями самих контрактов, главная причина – изменение условий. Остальные расторжения – в части материально-технического обеспечения.
«Нам удобно расторгать по соглашению сторон, – поделилась Гапонова. – Но в соглашении мы прописываем штрафные санкции, и поставщики готовы их платить, потому что никому не хочется попадать в РНП». Спикер внесла предложение разрешить заключать контракты с коммунальными монополистами в электронной форме, это значительно ускорит процесс.
Об основных проблемах расторжения, следующих из судебной практики, сообщила руководитель Группы антимонопольной практики юридической фирмы Kulik & Partners Law.Economic Анна Большакова. К ним относятся немотивированность решений об одностороннем отказе, фиксирование нарушений контракта в одностороннем порядке в отсутствие поставщика и отсутствие этапа согласований госконтракта для понимания возможностей и потребностей друг друга. Случается, заказчик вообще не способен оценить соответствие работ своему собственному ТЗ, считает Большакова.
Таких случаев не бывает в Финансовом университете. Проректор по развитию инфраструктуры, руководитель контрактной службы Татьяна Лобаева поделилась, что зачастую помогает поставщикам выполнить контракт, поясняя его этапы. Поэтому за год в одностороннем порядке был расторгнут только один контракт, когда у поставщика не оказалось доступа к прописанным работам. Лобаева внесла ряд предложений, в том числе вписывать в контракт количество работников со ссылкой на ГОСТы и увеличить сумму неустойки за просрочку исполнения обязательств.
Очень проблематично исполнять жесткие условия по 44-ФЗ театрам в связи со спецификой творческой работы, поделилась начальник отдела по правовой работе МХАТ имени А.П.Чехова Анна Аренкина. Невозможность изменения сроков контракта на создание объектов авторских прав – основная причина расторгнутых договоров. Среди прочих причин спикер обратила внимание на невозможность соблюдения минимальной доли закупок товаров российского происхождения. По ее словам, не редкость, что необходимый реквизит в России просто не производят.
«В 2019 году у нас расторгнуто 14% контрактов, – сообщил начальник юридической службы ГУП «Московский метрополитен» Андрей Лебедев. – Основание – неоднократное нарушение сроков и объемов услуг».
По соглашению сторон контрактов в ГУП расторгается мало, в основном это односторонний отказ заказчика. В связи с этим спикер назвал основные проблемы – участие в закупках поставщиков, не имеющих намерений исполнять контракт, и длительный временной период вступления в силу решения об одностороннем отказе.
Все прозвучавшие на круглом столе предложения будут проанализированы специалистами, уточнили в аналитическом центре.