Участники госзакупок считают низкое качество товаров и услуг и задержки в исполнении обязательств более значимыми проблемами, чем коррупцию. Ужесточение законодательства, направленное на регулирование госзакупок, в некоторых случаях может заметно снижать их эффективность. К таким выводам пришли ученые НИУ ВШЭ по результатам опроса заказчиков и поставщиков.
Статья, посвященная этому исследованию, вышла в журнале International Journal of Public Administration. На государственные закупки приходится значительная доля бюджетных расходов развитых и развивающихся стран. По данным Счетной палаты, в России в 2020 году на госзакупки было потрачено 8,9 триллионов рублей из бюджетов всех уровней, что составляет 8,3 процента ВВП.
Государственные закупки решают сразу несколько задач: помимо своего прямого назначения (находить поставщиков товаров и услуг), они стимулируют спрос, помогая малому и среднему бизнесу. Однако, чтобы этот механизм работал эффективно, нужны четкие правила, обеспечивающие прозрачность решений и равные возможности для участников торгов.
Многим развивающимся странам добиться этого непросто: исторически сложившиеся институты и культурные традиции предоставляют широкие возможности для коррупции. Но и ужесточение правил нельзя назвать идеальным решением: чрезмерное регулирование лишает систему госзакупок гибкости. Особенно очевидно это стало в таких необычных ситуациях, как локдауны из-за пандемии Covid-19.
Довольно часто при разработке правил эксперты учитывают только позицию государственных органов и ориентируются на их понимание эффективности госзакупок (которое обычно сводится к противодействию коррупции), не изучая опыт непосредственных участников торгов.
В рамках проекта Института анализа предприятий и рынков ВШЭ по эмпирическому анализу госзакупок исследователи опросили несколько сотен заказчиков и поставщиков, чтобы выяснить, по каким критериям они оценивают эффективность существующей системы и какие ее проблемы считают наиболее значимыми.
Чтобы учесть влияние пандемии на систему госзакупок и восприятие ситуации ее участниками, опрос проводился в два этапа: весной и осенью 2020 года. В выборку попали заказчики, разместившие не менее пяти контрактов в период с 2017 по 2019 год, и поставщики, которые участвовали в исполнении как минимум трех госконтрактов за тот же период (эти ограничения должны отсеять респондентов и организации без достаточного опыта в проведении закупок).
Как показал опрос, подавляющее большинство респондентов (77 процентов заказчиков и 67 процентов исполнителей) считают, что эффективная закупка должна характеризоваться «поставкой качественных товаров/работ/услуг». Второй по важности критерий — своевременное исполнение контракта. Борьбу с коррупцией опрошенные также называли в качестве одной из целей регулирования, но уделяли ей меньше внимания.
В целом респонденты ставили во главу угла интересы заказчика, причем вне зависимости от того, в какой роли они сами участвуют в закупках: у поставщиков этот вариант набрал почти столько же голосов, сколько и борьба с коррупцией (хотя, возможно, этот последний вариант они не выбирали осознанно, а скорее давали социально желательный ответ).
Похожим образом ответили респонденты на вопрос о проблемах: чаще всего они сталкиваются с поставками товаров, работ, услуг ненадлежащего качества (на это пожаловались 60 процентов опрошенных). Чтобы обезопасить себя от недобросовестных поставщиков, заказчики нередко выбирают исполнителей заранее, еще до размещения заказа; по мнению респондентов, так поступает около половины организаций-заказчиков. Причем большинство участников закупок считает, что в таких ситуациях заказчики преследуют благие цели (гарантия своевременного и качественного исполнения контракта).
Пандемия коронавируса дополнительно усложнила ситуацию с госзакупками: респонденты отмечают, что поставщики товаров и услуг стали чаще задерживать исполнение контрактов. Кроме того, многие подчеркивали неясность применения новых норм законодательства в условиях чрезвычайной ситуации, а заказчики дополнительно выделяли и рост цен. Исследователи ожидали, что многие упомянут упрощение процедуры как положительное следствие изменений регулирования, вызванных пандемией. Однако этот вариант выбрали только 10 процентов опрошенных.
«В настоящее время регулирование и мониторинг закупок нацелены в основном на соблюдение правил на этапе торгов. Однако этап исполнения в малой степени учитывается регулятором, в то время как он является наиболее важным для самих заказчиков. Это, в частности, выражается в очень детальных открытых данных на этапе торгов и заключения контрактов и в отсутствии адекватной информации по этапу исполнения.
Смещение основного фокуса регулятора и контролирующих органов на результативность закупок на этапе исполнения позволило бы сделать этап закупки более гибким и учесть интересы добросовестных заказчиков»,
— прокомментировал один из авторов статьи, доцент факультета экономических наук ВШЭ Андрей Ткаченко.
По мнению исследователей, улучшить ситуацию с госзакупками можно, если удастся наладить диалог между участниками торгов и госорганами, изучать и учитывать мнение разных сторон, прежде чем изменять правила. Одна из форм сбора отзывов о законопроектах — оценка регулирующего воздействия (ОРВ) нормативных актов.
В России для этой цели служит портал regulation.gov.ru. Однако пока ОРВ применяется только для оценки нормативных актов, регулирующих деятельность частного бизнеса. Целесообразно использовать этот механизм для получения обратной связи от организаций бюджетного сектора.