Расскажем о теме, которая не перестает быть актуальной уже второй год. А именно, о чрезвычайных закупках у единственного поставщика на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон N 44-ФЗ).
Этот п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ стал максимально востребован с момента, когда была объявлена пандемия, когда появились нормативные документы, регулирующие вот это чрезвычайное событие, признающие его таковым. И в п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ были внесены изменения.
Применение правил о чрезвычайности
Начнем с терминологии. В каких случаях п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ заказчиком может быть применен? Как мы видели, в случае необходимости оказания медицинской помощи в экстренных или неотложных случаях. Ч. 4 ст. 32 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон N 323-ФЗ) дает нам эти термины. Экстренная – это медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострениях хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента. Неотложная – это медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострениях хронических заболеваний без признаков угрозы жизни пациента. Итак, вот это случаи, которые подпадают под п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.
Термин «обстоятельства непреодолимой силы» мы можем найти в п. 3 ст. 401 ГК РФ. Это чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства. При этом требование чрезвычайности подразумевает исключительность такого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях, а непредотвратимость – это невозможность избежать наступления такого обстоятельства и наступления его последствий.
Далее, что такое чрезвычайная ситуация? Что означает «предупреждение чрезвычайных ситуаций» как термин и «ликвидация чрезвычайных ситуаций» как термин, мы можем посмотреть в Федеральном законе от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – Закон N 68-ФЗ).
Итак, чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей (абз. 1 ст. 1 Закона N 68-ФЗ).
Предупреждение чрезвычайных ситуаций – это комплекс мероприятий, которые проводятся заблаговременно и направлены на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения (абз. 2 ст. 1 Закона N 68-ФЗ).
Ликвидация чрезвычайных ситуаций – это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, которые проводятся при возникновении чрезвычайных ситуаций и направлены на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также направлены на локализацию зон чрезвычайных ситуаций и прекращение действия опасных факторов (абз. 3 ст. 1 Закона N 68-ФЗ).
Итак, для того чтобы обосновать закупку по п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, мы можем брать вот эти формулировки и из Закона N 68-ФЗ, и, если это касается медицинской помощи, Закона N 323-ФЗ об охране здоровья граждан, или, если это касается обстоятельств непреодолимой силы, то из ст. 401 ГК РФ.
Исходя из текста п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ мы можем четко сформулировать случаи, когда можно применять закупку у единственного поставщика по этой норме. Это необходимость оказания медицинской помощи вследствие аварии, вследствие обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения чрезвычайной ситуации. Условием является введение режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций для ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи.
Вот с этими терминами мы с вами столкнулись, когда начали жить в условиях пандемии, в том числе с термином «введение режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
Условиями для применения, для проведения чрезвычайных закупок являются:
1) во-первых, случай, если применение конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) нецелесообразно, так как требует определенных временных затрат. Вы знаете, что порядок проведения и конкурса, и аукциона, и запроса предложений, даже короткого запроса котировок – все равно это порядка недели займет. В чрезвычайных ситуациях у нас такого времени, естественно, нет;
2) и второе условие для применения п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ – это условие, когда можно определить количество товара, объем работ или объем услуг, которые необходимы для оказания медицинской помощи либо вследствие аварии, для предупреждения и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, либо при действии обстоятельств непреодолимой силы.
И в связи с тем, что при закупке по п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ всегда должно быть четко определено количество товара, работы или услуги, закупки с неопределенным объемом по п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ произведены, осуществлены быть не могут. Они недопустимы в силу закона, потому что всегда должно быть в контракте, по п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, указано то количество товаров, работ или услуг, которое необходимо для медицинской помощи, для ликвидации последствий, предупреждения или для действий в событиях обстоятельств непреодолимой силы. Эта оговорка введена для того, чтобы заказчики в рамках чрезвычайных ситуаций не закупили чего-нибудь впрок под шумок, скажем так.
Порядок проведения чрезвычайной закупки
Давайте рассмотрим порядок закупки по п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, в каком порядке что делает заказчик, так как, несмотря на чрезвычайность закупки, довольно много условий, которые заказчик должен соблюсти.
Сначала то, что не нужно соблюдать: извещение о проведении закупки по п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ не требуется, извещение заказчик не размещает. Что он делает? Он определяет объем закупки. Как я уже сказала, неопределенный объем недопустим. Определяет то количество товаров, работ или услуг, которые необходимы в такой конкретной чрезвычайной ситуации.
Далее, что обязательно должен сделать заказчик, это определить и обосновать цену контракта в порядке, который установлен ст. 22 Закона N 44-ФЗ. Несмотря на чрезвычайность закупки закон не освобождает заказчика от необходимости обосновать цену такого контракта с единственным поставщиком.
Далее необходимо обосновать выбор неконкурентного способа закупки, то есть закупки у единственного поставщика, ссылаясь на те термины, которые мы с вами озвучили в самом начале, указав некую причинную связь между объектом закупки, чрезвычайностью ситуации, необходимостью в кратчайшие сроки провести закупку и обеспечить себя товаром, работами или услугами (себя – я имею в виду не конкретного заказчика, а определенную государственную нужду или муниципальную потребность).
Далее заказчик обязан включить такую, даже чрезвычайную, закупку в план-график закупок как минимум за один день до заключения контракта с единственным поставщиком. Этого требует ч. 9 ст. 16 Закона N 44-ФЗ.
Затем подготовить проект контракта и не забыть приложить к нему обоснование цены, о котором мы с вами уже поговорили.
Далее заключить контракт, разместить его в реестре контрактов. Такой контракт с единственным поставщиком, по п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, обязательно размещается в реестре контрактов в течение пяти рабочих дней с даты подписания. И отдельная особенность – заказчик обязан уведомить о заключении такого контракта контрольный орган в сфере закупок в силу ч. 2 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.
Что чаще всего заказчики закупают по п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, особенно в условиях пандемии? Это, конечно же, закупки для медицинских нужд, это лекарственные препараты, медицинские изделия, медицинская техника, средства индивидуальной защиты, средства для дезинфекции, санитарной обработки, расходные материалы, работы и услуги по проведению этой дезинфекции, санитарной обработки и проведению каких-то профилактических мероприятий, в том числе информационного характера. Закупка работ по строительству медицинских объектов или по перепрофилированию каких-то объектов под медицинские нужды или одних медицинских объектов под нужды, связанные с пандемией (в ковидные госпитали). Собственно, медицинские услуги закупаются по п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.
И обратите внимание, что по п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ можно закупить любые иные объекты при наличии причинно-следственной связи объекта закупки с деятельностью по предупреждению и ликвидации последствий, в данном случае, распространения коронавирусной инфекции. Если мы говорим об иных чрезвычайных ситуациях, то нужно будет обосновать причинно-следственную связь между объектом закупки и такими обстоятельствами непреодолимой силы или чрезвычайной ситуацией, потребностью ликвидировать ее последствия или предупредить наступление таких последствий.
Когда можно закупать по п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ в целях предупреждения чрезвычайных ситуаций? Вы помните из определения, мы говорили, с даты нормативного акта правительства, субъекта Российской Федерации или местного органа власти о введении режима повышенной готовности. Если мы с вами вернемся к пандемии (хотя не хочется к ней возвращаться), то в каждом субъекте Российской Федерации есть нормативный документ, либо один, либо несколько, о введении режима повышенной готовности. В каких-то регионах они действовали непрерывно с весны 2020 года, в каких-то прекращали свое действие и потом был принят следующий нормативный документ на следующий период введения режима повышенной готовности. Поэтому заказчик должен следить не только за основаниями, но и за сроками действия этих нормативных документов, которые будут являться, в том числе, основанием для проведения таких закупок.
Говоря об алгоритме проведения закупки по п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, чрезвычайность закупки, я упомянула, что заказчик должен уведомить контрольный орган о заключении контракта с единственным поставщиком в таких чрезвычайных обстоятельствах. Срок, в течение которого нужно это уведомление отправить, – не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта (ч. 2 ст. 93 Закона N 44-ФЗ).
При этом заказчик направляет собственно уведомление как отдельный документ, прилагает к нему копию контракта, который заключен по п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, и обоснование заключения контракта. В этом обосновании должно быть указано, почему заказчик выбрал неконкурентный способ определения поставщика, в чем была чрезвычайность ситуации, что за обстоятельства непреодолимой силы, какая требовалась неотложная или экстренная медицинская помощь, что за авария была и почему это нужно было делать срочно, у единственного поставщика, и не было возможности и целесообразности проводить конкурентную закупку в более длительные сроки.
Обратите внимание, что здесь действует уведомительный порядок. То есть заказчик, направив уведомление в контрольный орган, не ожидает никакого ответа от этого контрольного органа, заказчику не требуется никакое согласие в ответ на это уведомление или какое-то разрешение на заключение контракта. Повторюсь, порядок уведомительный. То есть заказчик заключил контракт, направил уведомление, в ответ ничего не ждет, продолжает свою хозяйственную деятельность, деятельность в рамках государственного, муниципального управления и дальше.
Учитывая, что наибольший интерес и больше всего потребностей связано как раз с закупками в условиях пандемии, у нас уже сформирована база документов органов, которые занимаются и обеспечением ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, и являются регулятором в сфере закупок. И еще в 2020 году появилось совместное Письмо Минфина России N 24-06-05/26578, МЧС России N 219-АГ-70, ФАС России N МЕ/28039/20 от 03.04.2020, которые как раз высказались по поводу осуществления закупок по п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. В этом совместном Письме изложена позиция этих трех органов, сделаны отсылки и даны рекомендации по поводу осуществления этих закупок. В этом Письме говорится, что распространение коронавирусной инфекции является обстоятельством непреодолимой силы, и заказчик, в том числе для предупреждения чрезвычайной ситуации, в том числе при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вправе осуществлять на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ закупку у единственного поставщика любых товаров, работ, услуг, требуемых заказчику в связи с возникновением таких обстоятельств.
Еще раз повторю, применение в рамках COVID‑19 таких закупок возможно с момента вступления в силу нормативного акта правительства или субъекта о введении режима повышенной готовности.
Здесь важно заказчику обосновать причинно-следственную связь между объектом закупки и действием обстоятельств непреодолимой силы, или чрезвычайной ситуации, или аварии, даже если этот объект закупки, на первый взгляд, никак не связан, к примеру, с пандемией. Например, заказчик закупает ноутбуки, и вроде бы они с пандемией не связаны, но если посмотреть условия закупки, то ноутбуки нужны для того, чтобы проводить дистанционное обучение, так как школьники или студенты переводятся на дистанционное обучение на какие-то периоды, и преподаватели или учителя должны быть обеспечены, в том числе, ноутбуками и программами, позволяющими такую дистанционную работу проводить.
И конкретно по каждому объекту должно быть такое обоснование, что это связано с необходимостью действий и реагирования в чрезвычайной ситуации.
Источник: КонсультантПлюс, лекция руководителя учебно-методического центра ЗАО "Сбербанк-АСТ" Надежды Рыжовой