При исполнении контракта (за исключением случаев, которые предусмотрены НПА, принятыми в соответствии с ч. 6 ст. 14 Закона 44-ФЗ) по согласованию заказчика с поставщиком допускается поставка товара, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте (ч. 7 ст. 95 Закона 44-ФЗ). В этом случае соответствующие изменения должны быть внесены заказчиком в реестр контрактов, заключенных заказчиком
Критерии определения улучшенных характеристик и качества товара Законом 44-ФЗ ни другими НПА не установлены, в связи с чем можно сделать вывод, что заказчик самостоятельно определяет и согласовывает с поставщиком по контракту такие критерии, вместе с тем, заказчик должен быть готовым на случай проверки обосновать, в связи с чем им было определено, что товар является “улучшенным” по сравнению с товаром, указанным в условиях контракта
При этом страна происхождения товара либо его производитель не являются показателем его качества, технических и функциональных характеристик (см. письмо Минфина России от 19.09.2022 N 24-06-07/90550), однако спецоснования для замены страны происхождения товара ст. 95 Закона 44-ФЗ не предусматривает
Специалисты ФАС России считают, что при исполнении контракта нельзя заменять страну происхождения товара в четырех случаях (вебинар “Практика ФАС России по вопросам применения национального режима в госзакупках“, 31.07.2024):
1) участник получил преференции за то, что предложил товар определенной страны происхождения;
2) заказчик проводил закупку в рамках нацрежима
3) страна происхождения повлияла на количество баллов, которые присвоили победителю;
4) технические и функциональные характеристики товара из другой страны хуже, чем характеристики товара по контракту
УФАС: если в извещении установлены ограничения допуска иностранных товаров (ч. 6 ст. 14 Закона 44-ФЗ), то заказчик при исполнении контракта не вправе допускать замену товара, если в результате страной происхождения станет товар не из ЕАЭС
Контрольный орган признает изменение контракта нарушением требований ч. 2 ст. 34, ч. 1 ст. 95 Закона 44-ФЗ (см. постановление Московского УФАС от 07.09.2023 по делу N 077/04/7.32-11478/2023)
Анализ судебной практики по данному вопросу привел меня к весьма интересным выводам (см. решение Арбитражного суда Приморского края от 30.06.2021 по делу N А51-18779/2020):
- указание на наименование страны происхождения товара следует рассматривать, как часть условия о товаре и существенное условие контракта, которое может быть изменено только в случаях установленных законом
- положениями Закона 44-ФЗ предусмотрена возможность улучшения характеристик, а не их изменение. При этом Законом 44-ФЗ не установлены документы для оформления соответствующих изменений условий контракта. Таким образом, замена наименования страны происхождения товара, являющегося предметом контракта, без изменений характеристик самого товара недопустима
Подводя итог следует заключить, что страна происхождения товара не является показателем его качества (технических и функциональных характеристик), однако положения ст. 95 Закона 44-ФЗ не предусматривают спецоснования для замены страны происхождения товара при исполнении контракта, в связи с чем замена страны происхождения товара (в обстоятельствах, когда не применялись нормы национального режима) возможна только в случае улучшения технических, функциональных характеристик предлагаемого к поставке товара на основании ч. 7 ст. 95 Закона 44-ФЗ
Дополнительно: указывать страну происхождения бренда товара не нужно (см. письмо Минфина в письме от 13.03.2020 № 24-03-07/19174)
Амбросов Анатолий, эксперт-практик в сфере закупок