Сегодня разберём ещё один закупочный миф. Я часто слышу от заказчиков по 223-ФЗ, попавших под ПП 301, что они не смогут выполнить объёмы закупок у СМСП 20% и 25%. Однако никаких проблем на самом деле нет.
Напомню, ПП 301 устанавливает дополнительное основание неразмещения закупок в ЕИС – заказчик попал под санкции. Получается, такие заказчики действительно не могут проводить конкурентные закупки только для СМСП, поскольку там нужны извещение и документация. Но…
1.Можно проводить закрытые конкурентные закупки на общих основаниях, в том числе в электронной форме на АСТ ГОЗ. И если при этом победит СМСП, сумма учтётся в 25%.
2.Можно проводить закупки у СМСП неконкурентными способами, в том числе едпоставщиком, не размещая в ЕИС, независимо от суммы. Разумеется, в случаях, предусмотренных положением о закупке. Причём это могут быть как закупки на общих основаниях, так и закупки только для СМСП. Их можно будет учесть и в 20, и в 25%.
3.Несмотря на то что закупки, не подлежащие размещению в ЕИС (а у заказчиков под санкциями это теперь все закупки), входят в число исключений по п. 7 Положения ПП 1352, это не значит, что их нельзя провести для СМСП. Тут важно помнить, что эти исключения вычитаются лишь из годового объёма закупок, от которого считаются объёмы закупок у СМСП. При этом проводить сами закупки для СМСП в этих случаях можно (см. Письмо Минфина от 08.02.2022 № 24-07-07/8404). Поэтому у заказчиков на ПП 301 нет препятствий проводить такие закупки (но неконкурентно).
4.И самое главное. Именно из-за того что у заказчиков под санкциями все закупки автоматически попали под исключения по п. 7, у них и годовой объём закупок равен нулю, не считая закупок, проведённых до принятия ПП 301. А, как известно, 20 и 25% от нуля это тоже ноль. Получается, если на момент принятия ПП 301 заказчик выполнял проценты закупок у СМСП, то дальше ему бояться нечего. В целом по году он эти проценты уже точно выполнит.
Евгений Султанов, эксперт, преподаватель, член Экспертного совета при ФАС России по 223-ФЗ