Если подрядчик, выявив дополнительные работы, установив их объем, не приостановил работы по госконтракту и не запросил разъяснений заказчика, в тоже время при выявлении спорного объема допработ (не предусмотренных контрактом), стоимость которого превышала 10% от цены контракта, подрядчик имел право при условии согласования с заказчиком претендовать на дополнительные 10% оплаты от стоимости работ по контракту, либо мог отказаться от принятых на себя контрактных обязательств, с последующим проведением заказчиком повторных процедур в соответствии с положениями №44-ФЗ, то такие спорные дополнительные работы не подлежат оплате, следует из определения Верховного Суда.
Администрацией (заказчик) и обществом (подрядчик) заключен муниципальный контракт на выполнение работ по комплексному благоустройству дворовых территорий Школьного бульвара городского округа Черноголовка Московской области.
При выполнении объемов работ по контракту согласно техзаданию подрядчиком выявлены дополнительные работы, не учтенные в проектно-сметной документации, что зафиксировано в акте освидетельствования и приемки.
Уклонение заказчика от оплаты выполненных и фактически согласованных дополнительных работ по контракту послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд с иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из доказанности согласования дополнительных работ заказчиком и их необходимости, обоснования невозможности исполнения контракта в отсутствие спорных работ, отметив, что ответчик своих обязательств по оплате дополнительных работ не исполнил, доказательств погашения долга не представил.
Расчет процентов за пользование чужими денежными средствами, представленный истцом, судом проверен и признан верным.
Отменяя судебные акты, суд округа, руководствуясь положениями Гражданского кодекса РФ, Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований в части, превышающей 10% стоимости контракта.
Суд исходил из того, что подрядчик, выявив дополнительные работы, установив их объем, не приостановил работы по контракту и не запросил разъяснений заказчика, в тоже время при выявлении спорного объема дополнительных (не предусмотренных контрактом) работ, стоимость которого превышала 10% от цены контракта, подрядчик имел право при условии согласования с заказчиком претендовать на дополнительные 10% оплаты от стоимости работ по контракту, либо мог отказаться от принятых на себя контрактных обязательств, с последующим проведением заказчиком повторных процедур в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
Судом отмечено, что иной подход нивелирует те цели и задачи, которые преследовал законодатель при принятии Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, суд округа пришел к выводу, что спорные дополнительные работы не подлежат оплате и, как следствие, не подлежит удовлетворению связанное с основным дополнительное требование о взыскании начисленных процентов.
Документ: Определение ВС РФ от 19 октября 2021 года №305-ЭС21-18352 по делу №А41-23149/2020