Общество занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по авиатопливо-обеспечению и в силу прямого указания закона не вправе отказываться от заключения контрактов. Выбор таможней в качестве единственного поставщика общества был обусловлен технологическими и экономическими причинами, жалобы от иных участников спорного товарного рынка на нарушение их прав не поступали. Заключенные между таможенным органом и обществом контракты не оспаривались, значит запрещённое статьей 16 Закона № 135-ФЗ антиконкурентное соглашение отсутствует, следует из определения Верховного суда.
Оспариваемым решением антимонопольного органа таможня и общество признаны нарушившими статью 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Управлением установлен факт заключения таможенным органом (заказчиком) и обществом (исполнителем) без проведения конкурентных процедур, как с единственным поставщиком, государственных контрактов на услуги по обеспечению авиационными горюче-смазочными материалами, которые включали в себя и поставку последних, не относящуюся к сфере естественных монополий.
Согласно выданному предписанию надлежит прекратить выявленное нарушение.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями Закона № 135-ФЗ, Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», суды пришли к выводу о недоказанности антимонопольным органом совокупности условий, при которых в действиях таможни и общества усматривалось бы наличие запрещенного статьей 16 Закона № 135-ФЗ соглашения.
Так, суды отметили, что общество занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по авиатопливо-обеспечению и в силу прямого указания закона не вправе отказываться от заключения контрактов; выбор таможней в качестве единственного поставщика АО «Новапорт ГСМ» был обусловлен технологическими и экономическими причинами, жалобы от иных участников спорного товарного рынка на нарушение их прав не поступали; заключенные между таможенным органом и обществом контракты не оспаривались.
Документ: Определение ВС РФ №304-ЭС21-26743 от 24.01.2022 по делу А45-29404/2020