Заключение соглашения о строительстве и приобретении в муниципальную собственность здания детского дошкольного образовательного учреждения до проведения конкурентных процедур – закупок для муниципальных нужд влечет нарушение пункта 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции (135-ФЗ), следует из определения Верховного Суда.
Выбор исполнителя (поставщика) работ (товаров) для государственных и муниципальных нужд должен осуществляться в строгом соответствии с порядком, установленным Законом № 44-ФЗ и не может подменяться иными механизмами, не предназначенными для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Строительство здания детского сада в с. Усть-Ивановка Благовещенского района включено в государственную программу развития образования Амурской области и муниципальную программу развития образования Благовещенского района, финансирование создания указанного объекта предусмотрено за счет средств консолидированного бюджета Российской Федерации.
Таким образом, выбор застройщика указанного объекта должен осуществляться по результатам процедур, проведенных в соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ.
Предоставление земельного участка лицам, осуществляющим строительство объектов недвижимости для государственных и муниципальных нужд, регламентировано отдельной нормой права – пункт 5 части 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
При этом из указанной нормы права следует, что земельный участок предоставляется после проведения конкурентных процедур, предусмотренных Законом №44-ФЗ.
Приобретение объектов недвижимости, созданных в будущем, при указанном способе закупки недопустимо.
Приобретение заказчиком объекта недвижимого имущества, который будет создан в будущем, вместо закупки работ по строительству такого объекта, препятствует участию в аукционе иных застройщиков в связи с отсутствием земельного участка, проектной документации и иных документов, необходимых для строительства.
Земельным кодексом Российской Федерации не предусмотрено предоставление земельного участка без проведения торгов лицам, заключившим договоры купли-продажи объектов недвижимости, созданных в будущем.
Таким образом, иные застройщики, в случае признания их победителями аукциона, были бы вынуждены приобретать право на земельный участок на общих основаниях (на торгах).
Документ: Определение ВС РФ от 16 сентября 2021 года № 303-ЭС21-15536 по делу №А04-8093/2020, Решение Арбитражного суда Амурской области от 24 ноября 2020 года по делу №А04-8093/2020