Суды отказали подрядчику в оплате принятых заказчиком дополнительных строительных работ. В данном случае подтверждением одобрения заказчика на изменение условий контракта в части увеличения стоимости могло быть только явное и утвердительное согласие на изменение сметной стоимости контракта. Особенности выполнения работ были известны подрядчику как профессиональному участнику правоотношений в сфере выполнения строительных работ, принявшему на себя обязательства по контракту, следует из определения Верховного Суда.
Общество (подрядчик) и учреждение (заказчик) заключили муниципальный контракт по условиям которого подрядчик обязуется выполнить по заданию заказчика проектные работы «Благоустройство территории по адресу: г. Новороссийск, п. Верхнебаканский, район ул. Титановская, 22а», согласно утвержденным заказчиком сметным расчетом, локально-сметным расчетам, ведомостям объемов работ, а также с проектной документацией, и передать результат выполненных работ заказчику, а заказчик – оплатить выполненные работы в порядке и размере, установленном контрактом, за счет средств бюджета муниципального образования города Новороссийск (пункт 1.1 контракта).
Цена контракта составляет 12,28 млн рублей, является твердой и определяется на весь срок его исполнения (пункты 2.1, 2.2 контракта).
Общество выполнило работы по контракту в полном объеме, учреждение приняло работы и оплатило стоимость, указанную в контракте; данный факт подтвержден представленными в материалы дела и подписанными сторонами формами № КС-2 и КС-3, платежными поручениями об оплате.
Общество указало, что в ходе выполнения работ установлена необходимость проведения дополнительных работ на общую сумму 672 тыс рублей. Проведенные дополнительные работы приняты ответчиком и представляют для него потребительскую ценность.
Ввиду отсутствия оплаты допработ общество направило учреждению претензию, которая была оставлена без удовлетворения, что послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды, оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ статьями 702, 743, 746, 763 Гражданского кодекса РФ, положениями Закона № 44-ФЗ, учитывая правовую позицию, изложенную в пункте 12 Обзора судной практики применения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, отказали в удовлетворении иска исходя из следующего:
- у учреждения не возникла обязанность по оплате стоимости дополнительных работ;
- заказчик не предлагал подрядчику увеличить объем работ и изменить цену контракта;
- в порядке, предусмотренном Законом № 44-ФЗ и контрактом, дополнительное соглашение об увеличении цены контракта не заключено;
- доказательства согласования подрядчиком предъявленных к оплате дополнительных работ с заказчиком в материалах дела отсутствуют;
- стоимость работы, предусмотренной контрактом, оплачена в полном объеме;
- работы по подпорным стенкам включены в акт о приемке выполненных работ формы № КС-2 от 18.08.2020 № 4 на сумму 468 791 руб. 31 коп. и оплачены ответчиком;
- подписанные сторонами акты выполненных работ, включая акт на названную сумму, в своей совокупности соответствуют цене и объему работ, предусмотренных условиями контракта;
Проверив доводы общества о срочности, безотлагательности работ, а также их согласованности с заказчиком, суды установили, что такая необходимость надлежащими доказательствами не подтверждена.
Суды отметили, что в данном случае подтверждением одобрения заказчика на изменение условий контракта в части увеличения стоимости могло быть только явное и утвердительное согласие на изменение сметной стоимости контракта. Особенности выполнения работ были известны подрядчику как профессиональному участнику правоотношений в сфере выполнения строительных работ, принявшему на себя обязательства по контракту.
Документ: Определение ВС РФ от 10.01.2022 №308-ЭС21-26268 по делу А32-14248/2021