ВС РФ: ФАС России вправе проверять действия фондов капремонта МКД на предмет соответствия антимонопольному законодательству

ВС РФ: ФАС России вправе проверять действия фондов капремонта МКД на предмет соответствия антимонопольному законодательству

Суды разбирались, можно ли применять к фонду – региональному оператору капремонта общего имущества в многоквартирных домах меры антимонопольного реагирования. Такие юридические лица осуществляют закупки на основании постановления Правительства РФ от 01.07.2016 № 615.

Фонд оспаривал предупреждение антимонопольного органа, вынесенного по результатам рассмотрения жалобы подрядчика на неправомерный отказ регионального оператора от исполнения договоров подряда.

УФАС признало его действия нарушившими Закон №135-ФЗ «О защите конкуренции» и потребовало устранить нарушения.

Мнения судов разделились из-за правового статуса фонда (подробнее писали в статье: Фонд капремонта МКД не является органом власти, поэтому предупреждения от ФАС такому заказчику неправомерны ).  С одной стороны, он не является органом исполнительной власти и не перечислен в Законе №135-ФЗ в качестве субъекта, чьи действия попадают под антимонопольный контроль. С другой стороны, фонд наделён публично значимыми функциями.

Точку в споре поставил Верховный Суд. 

Он указал, что деятельность регионального оператора обусловлена возложенными на него публично значимыми функциями по реализации многостадийного процесса осуществления капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, находящихся на территории соответствующего субъекта РФ.

Поэтому фонд следует относить к субъектам, на которых распространяются требования ст. 15 – 17 Закона о защите конкуренции.

Сама по себе организационно-правовая форма (фонд) не имеет правового значения для квалификации действий на предмет возможного нарушения требований Закона № 135-ФЗ, поскольку публично значимые функции могут возлагаться на организации, правовое положение которых определяется Гражданским кодексом РФ или специальным законом, и деятельность которых не может рассматриваться в отрыве от публичных функций создавшего их публичного образования.

Предупреждение антимонопольного органа направлено на обеспечение соблюдения требований Закона «О защите конкуренции», недопущение (пресечение) нарушений, что, в свою очередь, не препятствует фонду осуществлять свои полномочия и функции регионального оператора.

Таким образом, ФАС России вправе проверять действия фондов на предмет соответствия антимонопольному законодательству.

Документ: Определение СКЭС ВС РФ от 27.09.2024 № 307-ЭС24-11027 по делу № А56-9935/2023

ЭТП “Фабрикант”

Отправить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите цифры *Капча загружается...