Суды изучали вопрос о том, когда ФАС России имеет право выдавать предупреждения заказчикам о нарушении статьи 15 Закона № 135-ФЗ и кому такие предупреждения не могут быть выданы.
Фонд – региональный оператор капитального ремонта МКД осуществил закупку в соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 № 615. После заключения договоров с выбранным подрядчиком заказчик отказался от их исполнения, что привело к обращению подрядной организации в антимонопольный орган.
УФАС выявила признаки нарушения заказчиком части 1 статьи 15 Закона № 135-ФЗ и вынесло предупреждение о необходимости устранения последствий нарушения, в частности, путем отзыва односторонних отказов от договоров.
Однако заказчик не согласился с этим предупреждением и обжаловал его в суд.
Решения судов первой и апелляционной инстанций поддержали позицию УФАС: предупреждение соответствует законодательству и обстоятельствам дела.
Однако решение кассационной инстанции отменило судебные акты и поддержало позицию заказчика.
Суд принял во внимание, что Фонд не может быть субъектом ответственности по статье 15 Закона № 135-ФЗ, поскольку не обладает властными полномочиями и не является органом исполнительной власти. Поэтому в данном случае антимонопольный орган не имел права выносить заказчику предупреждение.
Документ: Постановление АС Северо-Западного округа от 27.03.2024 по делу № А56-9935/2023