В 2022 году АНО «ЦРБ и ГС» заключило договор с ООО ПСК «Инжиниринг» на разработку проектной документации без проведения конкурентной закупочной процедуры. Это привлекло внимание УФАС, которое пришло к выводу, что организация по своей правовой природе является муниципальным автономным учреждением и, следовательно, обязана соблюдать Закон о закупках (№ 223-ФЗ). На этом основании УФАС выдало предупреждение о необходимости устранения нарушений.
Организация настаивала на том, что является автономной некоммерческой организацией и, следовательно, на нее не распространяются требования Закона о закупках.
Удмуртское УФАС:
- Организация фактически выполняет функции муниципального автономного учреждения, поскольку создана муниципальным образованием «Город Глазов» и финансируется из его бюджета.
- Действия АНО «ЦРБ и ГС» нарушают антимонопольное законодательство, так как отсутствие Положения о закупке может привести к ограничению конкуренции.
Суд кассационной инстанции, рассмотрев доводы сторон, не нашел оснований для отмены решений нижестоящих судов и подтвердил их законность и обоснованность.
- Правовой статус: АНО «Центр развития бизнеса и городской среды» фактически является муниципальным автономным учреждением, созданным на основании решения Глазовской городской Думы и финансируемым из бюджета города Глазова.
- Обязанности по Закону о закупках: На такие организации распространяются требования Федерального закона № 223-ФЗ, включая обязательность разработки и утверждения Положения о закупке.
- Нарушение антимонопольного законодательства: Отсутствие Положения о закупке ведет к нарушению принципов конкуренции, установленных Федеральным законом № 135-ФЗ.
Верховный Суд не стал пересматривать дело.
Это решение служит важным прецедентом, подтверждающим, что автономные некоммерческие организации, финансируемые из муниципальных бюджетов, обязаны при осуществлении закупок соблюдать требования Федерального закона № 223-ФЗ и разрабатывать Положение о закупках.
Документ: Определение ВС РФ от 26.06.2024 г № 309-ЭС24-6202 по делу № А71-2489/2023
Дмитрий Доброштан, юрист, эксперт в сфере закупок