Бизнесу отказали в праве участвовать в госзакупке лишь на том основании, что раньше он не участвовал в таких тендерах, а подтвердить свой опыт могли только работой с частными заказчиками. ВС согласился с позицией антимонопольного органа, что такие ограничения избыточны.
В ноябре 2020 года Пермское региональное отделение ФСС разместило на сайте госзакупок извещение о закупке в форме открытого конкурса по изготовлению протезов для инвалидов. Начальная цена контракта была 9 млн руб. В закупочных документах установили критерии оценки опыта участников. Сведения нужно было подтвердить госконтрактами. Компании «Уральский протезно-ортопедический центр» и «Интра» полагали, что это нарушает законы о защите конкуренции и контрактной системе. Поэтому они обратились в антимонопольный орган, чтобы тот принял меры для устранения нарушений.
Пермское УФАС встало на сторону компаний и в своем решении признало жалобу обоснованной. Антимонопольный орган отметил, что хозяйствующие субъекты с опытом выполнения работ для государственных нужд имеют преимущество перед теми, кто еще не делал такие работы для государства. Ведомство выдало региональному ФСС предписание устранить нарушения.
Фонд обжаловал выводы УФАС в суде. Три инстанции признали акты недействительными (дело № А50-684/2021). Суды указали, что условия документации обеспечивали равные возможности для участников. Кроме того, суды отметили социальную значимость услуг — изготовление протезов для инвалидов. По их мнению, это оправдывает такой нестоимостной критерий, как опыт работ по государственным контрактам.
Пермское УФАС не согласилось с выводами нижестоящих инстанций и обратилось в Верховный суд. Антимонопольный орган отметил, что опыт определяют, в частности, успешным выполнением работ сопоставимого характера и объема. Они не зависят от того, в чьих интересах выполняют сделку — публичных или частных. Нестоимостные критерии закупки не позволяют выиграть хозяйствующим субъектам малого и среднего предпринимательства, у которых нет возможности конкурировать с более крупными предприятиями.
Экономколлегия с доводами жалобы согласилась, отменила акты нижестоящих инстанций и приняла новый, в котором отказала отделению ФСС в оспаривании решения антимонопольщиков. Аналогичное решение ВС принял по жалобе в деле № А50-570/2021 с тем же составом участников.
Документ: Определение ВС РФ от 14.07.2022 № 309-ЭС22-5255 по делу № А50-570/2021