Вправе ли заказчик не использовать КТРУ, чтобы закупить товар, который отвечает его потребностям?

Вправе ли заказчик не использовать КТРУ, чтобы закупить товар, который отвечает его потребностям?

Необходимо закупить шкаф телекоммуникационный. Есть КТРУ 26.30.30.000-00000012. Для потребностей заказчика нужен параметр ширина 600 мм, который попадает в диапазон 500 и менее 1000 мм по КТРУ.
Но если участник укажет в заявке, например, 800 мм, то заказчик будет обязан допустить такую заявку.
Вправе ли заказчик не использовать КТРУ, чтобы закупить товар, который отвечает потребностям заказчика?

К сожалению, мы не можем однозначно ответить на данный вопрос. Объясним почему.

В силу п. 14 ч. 3 ст. 4 и ч. 5 ст. 23 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – КТРУ) является одним из элементов единой информационной системы в сфере закупок, основной целью создания и ведения которой указано информационное обеспечение контрактной системы в сфере закупок (ч. 1 ст. 4 Закона N 44-ФЗ). Правила формирования и ведения в КТРУ (далее – Правила формирования КТРУ) и Правила использования КТРУ (далее – Правила использования КТРУ) на основании ч. 6 ст. 23 Закона N 44-ФЗ утверждены постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (далее – Постановление N 145).

В соответствии с п. 4 Правил использования КТРУ заказчики при осуществлении закупки по общему правилу обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с Правилами формирования КТРУ с указанной в этой позиции даты начала обязательного применения (п. 3 письма ФАС России от 19.06.2019 N МЕ/51304/19). В частности, заказчик обязан указывать согласно такой позиции следующую информацию:

– наименование товара, работы, услуги (подп. “а” п. 4 Правил использования КТРУ);

– единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии) (подп. “б” п. 4 Правил использования КТРУ);

– описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции) (подп. “в” п. 4 Правил использования КТРУ).

Согласно п. 7 Правил использования КТРУ в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями ст. 33 Закона N 44-ФЗ. В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014.

Согласно подп. “г” п. 10 Правил формирования КТРУ в позицию каталога включается информация, содержащая описание товара, работы, услуги, сформированное в соответствии с п. 13 этих Правил. Подпунктом “а” п. 13 Правил формирования КТРУ установлено, что в описание товара, работы, услуги в том числе включаются потребительские свойства и иные характеристики товара, работы, услуги, в том числе функциональные, технические, качественные характеристики, эксплуатационные характеристики (при необходимости), сформированные с учетом того, что в отношении каждой характеристики, имеющей количественную оценку, указывается ее конкретное значение, или исчерпывающий перечень конкретных значений, или диапазоны допустимых значений (минимально либо максимально допустимые значения), или неизменяемые значения.

Таким образом, в позицию каталога могут быть включены как изменяемые, установленные в качестве допустимых, так и неизменные значения характеристик товаров, работ, услуг (смотрите письмо Минфина России от 06.02.2018 N 24-06-07/6697).

Как указано в п. 3 Письма Минфина России от 19.04.2020 N 24-06-07/31336, в случае наличия в КТРУ соответствующей позиции и описания товара, работы, услуги, заказчик при применении позиции каталога, обязан указать в извещении характеристики товара, работы, услуги, включенные в позицию каталога (за исключением характеристик, отмеченных в каталоге, как “необязательные” для применения), в соответствии со значениями, установленными в такой позиции каталога. При этом возможность изменения заказчиком содержащихся в позиции каталога значений характеристик (за исключением выбора из предусмотренных позицией каталога значений), Законом N 44-ФЗ, Правилами использования каталога не предусмотрена.

Согласно позиции контролирующих органов, заказчик не вправе изменять содержащие в КТРУ требования к товарам, работам, услугам и даже при наличии соответствующего обоснования заказчик может только уточнять (дополнять) описание предмета закупки недостающими (дополнительными) характеристиками (смотрите, например, решение УФАС по Чувашской Республике – Чувашии от 30.12.2021 N 021-06-82.1-1350-2021, решение УФАС по Чеченской Республике от 19.10.2021 N 31-21, решение УФАС по Псковской области от 02.06.2020 N 060/06/64-348/2020).

Однако сказанное не означает, что заказчик обязан применять КТРУ в любом случае, даже когда характеристики товара, указанные в КТРУ, не соответствуют потребностям заказчика.

Как указано в письме Минфина России от 12.02.2020 N 24-06-05/9326 в случае, если позиция каталога не обеспечивает потребность заказчика в соответствующей услуге, заказчик вправе рассмотреть вопрос о применении п. 7 Правил использования КТРУ. При этом, в соответствии с пунктом 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28 июня 2017 года, по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.

Учитывая сказанное, антимонопольные органы зачастую признают правомерным применение заказчиком п. 7 Правил использования КТРУ в случае, если в КТРУ имеется товар, по наименованию совпадающий с необходимым заказчику, но характеристики которого не совпадают с потребностями заказчика (смотрите, например, решение УФАС по Санкт-Петербургу от 17.03.2023 N 44-886/23, решение УФАС по Ульяновской области от 13.05.2022 N 073/06/106-293/2022, решение УФАС по Кировской области от 21.03.2023 N 043/06/106-268/2023, решение УФАС по Республике Коми от 15.03.2023 N 011/06/49-200/2023, решение УФАС по Тульской области от 13.04.2023N 071/06/106-420/2023). При этом само по себе указание конкретного значения обязательной характеристики товара, определенного в КТРУ в диапазоне значений в качестве дополнительной информации, может свидетельствовать об установлении заказчиком противоречивых требований (смотрите, например, решение УФАС по Владимирской области от 10.09.2020 N 033/06/33-837/202).

В данном случае формально, ввиду потребности заказчика в покупке мебели определенного размера, он вправе применить п. 7 Правил использования КТРУ и осуществить закупку, описав объект закупки в соответствии с требованиями ст. 33 Закона N 44-ФЗ, исходя из своих потребностей, и применив код по ОКПД2 (смотрите, например, решение УФАС по Красноярскому краю от 10.08.2022 N 024/06/105-2079/2022). При этом, в случае необходимости осуществления закупки мебели определенных размеров (габаритов), заказчик вправе заключить контракт не на поставку товаров, а на выполнение работ по изготовлению, поставке, сборке и установке мебели в соответствии с потребностью заказчика без применения характеристик товаров, указанных в КТРУ (см. , например, решение УФАС по Санкт-Петербургу от 21.06.2022 N 44-1832/22) .

Однако, так как в рассматриваемой ситуации соответствующая позиция товара имеется в КТРУ и характеристики, указанные в КТРУ, в основном соответствуют потребности заказчика, мы не исключаем наличие претензий контролирующих органов по поводу факта неиспользования КТРУ (смотрите, к примеру, решение УФАС по Владимирской области от 29.03.2023 N 033/06/33-187/2023, решение УФАС по Пермскому краю от 17.02.2023 N 1950/23, решение УФАС по Тульской области от 01.09.2021 N 071/06/105-773/2021).

В случае возникновения спора по данному вопросу окончательное решение может принять только суд с учетом конкретных обстоятельств дела (смотрите, к примеру, постановление Восьмого ААС от 26.05.2023 N 08АП-4023/23 по делу N А75-23181/2022, постановление Второго ААС от 14.04.2023 N 02АП-974/23 по делу N А28-5477/2022, постановление АС Уральского округа от 25.04.2023 N Ф09-2233/23 по делу N А60-46689/2022, постановление АС Московского округа от 17.04.2023; Ф05-6966/23 по делу N А40-163457/2022).

К сожалению, судебных решений, прямо соответствующих запросу, в системе Гарант мы не обнаружили.

Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Верхова Надежда

Отправить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите цифры *Капча загружается...