Победитель электронного аукциона продекларировал в отношении одной товарной позиции сразу три возможных страны происхождения товара: Италия, Германия и Россия (т. е. непонятно, какая именно из этих стран будет являться страной происхождения товара). Участник, сделавший лучшее предложение после победителя, предложил к поставке стопроцентно российский товар. В связи с этим заказчик применил приказ Минфина России от 04.06.2018 № 126н (далее — Приказ № 126н), снизив на 15 % цену контракта, направленного победителю. Однако последний настаивает на том, что будет поставлять исключительно российский (а не итальянский или немецкий) товар и требует не применять Приказ № 126н. Обоснована ли его позиция?
ОТВЕТ
Как следует из подп. «а» п. 1.3 Приказа № 126н, контракт заключается по цене, сниженной на 15 или 20 % (в зависимости от того, в какое из двух приложений к Приказу № 126н включен закупаемый товар) от предложенной победителем аукциона, если он предлагает к поставке товары, хотя бы один из которых имеет иностранное происхождение (за исключением государств — членов ЕАЭС, ДНР и ЛНР). Эта норма не применяется, если все участники, чьи заявки были признаны соответствующим требованиям извещения о закупке, предложили к поставке товары, происходящие исключительно из государств — членов ЕАЭС, ДНР и ЛНР (подп. «б» п. 2 Приказа № 126н), или же если во всех заявках, признанных соответствующими, содержатся предложения о поставке хотя бы одного товара, происходящего не из государств — членов ЕАЭС, ДНР и ЛНР (подп. «в» п. 2 Приказа № 126н).
Таким образом, для применения подп. «а» п. 1.3 Приказа № 126н необходимо, чтобы победителем аукциона стал участник, предложивший к поставке товар, происходящий не из стран — участниц ЕАЭС, ДНР и ЛНР, при этом в какой-либо иной заявке, которая была признана соответствующей требованиям извещения о закупке, предлагались к поставке исключительно товары, происходящие из государств — членов ЕАЭС, ДНР и ЛНР. Именно такая ситуация и наблюдается в случае, который изложен в вопросе, поскольку заявка участника, предложившего к поставке товар, который может происходить не только из России, но также из Италии и Германии, приравнивается к заявкам с предложениями о поставке иностранного товара.
Об этом однозначно свидетельствует и правоприменительная практика. Приведем в качестве примера решение Красноярского УФАС России № 024/06/106-2485/2022 от 20.09.2022 (изв. № 0119200000122011119):
«Комиссия УФАС установила, что в трех из семи поданных заявок, которые соответствовали требованиям извещения о закупке, содержится предложение о поставке товара российского происхождения. Победитель аукциона предложил к поставке товар со страной происхождения «Россия, Китай». Поскольку им был предложен к поставке товар, страной происхождения которого является не только Россия, но и Китай, его заявка приравнивается к иностранной. Следовательно, заказчиком правомерно применен подп. 1.3 п. 1 Приказа № 126н».
Аналогичны решения Псковского УФАС России от 20.04.2022 по делу № 060/06/54.7-153/2022 (изв. № 0157200000322000310), Кемеровского УФАС России от 19.04.2022 № 2201Э (изв. № 0139200000122002762).
На вопрос отвечала эксперт электронной информационной системы ПРОГОСЗАКАЗ.РФ Евгения Васильева