В июне 2022 года в рамках Закона N 44-ФЗ заказчиком (ФГБУ) заключен контракт на выполнение работ по капитальному ремонту здания. Условиями контракта предусмотрена выплата аванса в размере 25% от цены контракта, источник финансирования: субсидия в целях осуществления мероприятий по капитальному ремонту объектов недвижимого имущества. Также в контракте установлено казначейское сопровождение. Возникла потребность увеличить размер аванса до 90% от цены контракта.
Вправе ли заказчик согласно п. 4 постановления Правительства РФ от 29.03.2022 N 505 заключить дополнительное соглашение об изменении размера аванса до 90% по указанному в вопросе контракту? Какой порядок изменения условия контракта о порядке оплаты установлен для федеральных заказчиков?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В приведенной ситуации существенные условия контракта о порядке оплаты могут быть изменены по соглашению сторон на основании п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ либо ч. 65.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ при условии соблюдения порядка, предусмотренного указанными нормами, и при наличии соответствующих оснований. Однако наличие таких оснований определяется в каждой ситуации исходя из конкретных обстоятельств. Заказчик – бюджетное учреждение не может воспользоваться положениями п. 4 постановления Правительства РФ от 29.03.2022 N 505 в целях корректировки условий контракта о размере аванса.
Обоснование позиции:
Согласно ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) при исполнении контракта изменение его существенных условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных указанным законом (ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). Такие случаи предусмотрены положениями ст. 95 и 112 Закона N 44-ФЗ, а также в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 08.03.2022 N 46-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” постановлением Правительства РФ от 16.04.2022 N 680 “Об установлении порядка и случаев изменения существенных условий государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия” (далее – Постановление N 680). Таким образом, правомерным изменение существенных условий контракта может быть признано только в указанных выше случаях. В любых других случаях изменение существенных условий контракта является нарушением положений Закона N 44-ФЗ (смотрите, например, постановление Семнадцатого ААС от 27.11.2014 N 17АП-13706/14) и влечет административную ответственность, предусмотренную чч. 4 и 5 ст. 7.32 КоАП РФ (постановление АС Уральского округа от 15.07.2015 N Ф09-4884/15).
Понятие существенных условий контракта непосредственно Законом N 44-ФЗ не определено, поэтому оно должно определяться исходя из положений Гражданского кодекса РФ, в том числе на нормах которого основан Закон N 44-ФЗ (ч. 1 ст. 2 этого Закона). В силу п. 1 ст. 432 ГК РФ существенными условиями, которые должны быть согласованы сторонами при заключении договора, являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах существенными или необходимыми для договоров данного вида. Так, по смыслу положений п. 1 ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ условия о порядке оплаты контракта также являются существенными*(1). Следовательно, предусмотренные контрактом условия о порядке оплаты, в том числе о размере аванса, могут быть изменены только в случаях, установленных законом.
Изменение порядка оплаты принципиально допустимо на основании пп. 2-4, 6, 8, 10 ч. 1 ст. 95, ч. 65.1, ч. 65.3 ст. 112 Закона N 44-ФЗ. Вместе с тем в рассматриваемом случае заключить соответствующее дополнительное соглашение на основании пп. 2-4, 6, 10 ч. 1 ст. 95, ч. 65.3 ст. 112 Закона N 44-ФЗ стороны не вправе, так как указанные нормы неприменимы к описанному в вопросе контракту.
В то же время в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ могут быть изменены практически любые условия контрактов, в том числе размер предусмотренного контрактом аванса, при одновременном соблюдении совокупности предусмотренных им условий (смотрите также письмо Минфина России, Минстроя России и ФАС России от 10.06.2021 NN 24-06-06/45785, 24044-АП/09, ПИ/47490/21).
Кроме этого, согласно ч. 65.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ по соглашению сторон допускается изменение существенных условий контракта, заключенного до 1 января 2024 года, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Предусмотренное данной частью изменение осуществляется с соблюдением положений чч. 1.3-1.6 ст. 95 Закона N 44-ФЗ на основании решения Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно.
Как видно из приведенной нормы, она, как и п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, не ограничивает круг существенных условий, которые могут изменяться по указанному в ней основанию. Это означает, что формально в соответствии с ч. 65.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ могут быть изменены любые условия контракта, включая указанные в вопросе. При этом возможность изменения условий контракта на основании упомянутой нормы определяется, во-первых, возникновением независящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения, а, во-вторых, принятием решения уполномоченного органа.
В рамках данного ответа мы не можем судить о наличии независящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения, так как во многом решение данного вопроса зависит от условий контракта и обстоятельств, препятствующих его своевременному исполнению*(3). Поэтому не исключено, что изменение условий контракта о размере аванса на основании п. 8 ч. 1 ст. 95 и ч. 65.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ может быть признано необоснованным.
Добавим, что изменение установленного контрактом размера аванса принципиально допустимо на основании подп. “д” п. 1 постановления Правительства РФ от 16.04.2022 N 680. Однако п. 11 ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 08.03.2022 N 46-ФЗ и Постановление N 680 предусматривают возможность изменения условий исключительно государственных и муниципальных контрактов. В то же время исходя из положений п. 8.1 ч. 1 ст. 3 Закона N 44-ФЗ бюджетными учреждениями (которые не отнесены к государственным и муниципальным заказчикам и согласно п. 7 той же части ст. 3 Закона N 44-ФЗ именуются просто заказчиками) заключаются контракты, но не государственные и муниципальные контракты. Таким образом, изменение условий указанного в вопросе контракта бюджетным учреждением на основании Постановления N 680 недопустимо (смотрите письмо Минфина России от 12 июля 2022 г. N 24-01-07/66840).
Обратим также внимание, что в соответствии с п. 4 постановления Правительства РФ от 29.03.2022 N 505 “О приостановлении действия отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации и установлении размеров авансовых платежей при заключении государственных (муниципальных) контрактов в 2022 году” (далее – Постановление N 505) предусматривается возможность изменения на основании ч. 65.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ условий контрактов, заключенных до дня вступления в силу Постановления N 505, в части увеличения предусмотренных ими размеров авансовых платежей до размеров, определенных в соответствии с п. 2 указанного постановления, с соблюдением размера обеспечения исполнения договора (государственного контракта), устанавливаемого в соответствии с ч. 6 ст. 96 Закона N 44-ФЗ. Вместе с тем, как это следует из формулировки п. 4 Постановления N 505, указанный пункт распространяется только на заказчиков, являющихся получателями средств федерального бюджета. По общему правилу бюджетное учреждение не является получателем бюджетных средств и участником бюджетного процесса (смотрите, например, письмо Минфина России от 2 июля 2020 г. N 09-07-09/56951, письмо Минфина России от 17 ноября 2017 г. N 02-09-06/76308).
Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Тимошенко Валерий