Имеет ли право подрядчик при заключении в 2022 году контракта увеличить стоимость строительных материалов в связи с их существенным удорожанием в соответствии с постановлением Правительства РФ от 09.08.2021 N 1315 “О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации”?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Заказчик вправе в 2022 году изменить контракт в связи с существенным удорожанием строительных материалов только в ситуации, когда сам контракт заключен до 01.01.2022 и при одновременном соблюдении условий, перечисленных в самом Постановлении N 1315. Указанный в вопросе контракт под данные критерии не попадает, поскольку заключен после 01.01.2022.
Обоснование вывода:
Постановлением Правительства РФ от 09.08.2021 N 1315 “О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации” (далее – Постановление N 1315) была установлена возможность изменять по соглашению сторон цену строительного контракта, в связи с ростом цен на строительные ресурсы и порядок внесения таких изменений (смотрите подробнее об этом материал: Информация ФАУ “Главгосэкспертиза России” от 23.08.2021 “Главгосэкспертиза создала портал по Порядку изменения цены контракта в связи с ростом стоимости строительных ресурсов”).
При этом, как прямо указано, Постановление N 1315 применяется к контрактам, заключенным до 1 января 2022 года (подп. “а” п. 2 Постановления N 1315), и распространяется на заказчиков, указанных в Перечне (приложение к Постановлению N 1315).
Отметим, что с 30 декабря 2021 года Федеральным законом от 30.12.2021 N 476-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” ст. 112 Закона N 44-ФЗ дополнена пунктом 70, согласно которому в случаях и порядке, которые установлены Правительством РФ, в 2021 и 2022 годах положения п. 8 ч. 1 ст. 95 указанного Закона также применяются к контрактам, которые заключены на срок менее одного года и предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия. В этой связи Минстроем России в письме от 01.03.2022 N 7797-ИФ/09 даны дополнительные разъяснения, в частности, по применению Постановления N 1315, согласно которым в постановление также внесены изменения, которыми установлена возможность применения его положений к контрактам, заключенным до 01.01.2022 на срок менее одного года (подп. а п. 2 Постановления N 1315).
Соответственно, заказчик вправе в 2022 году изменить контракт в связи с существенным удорожанием строительных материалов только в ситуации, когда сам контракт заключен до 01.01.2022 и при одновременном соблюдении условий, перечисленных в самом Постановлении N 1315.
Дополнительно отметим, что в связи со сложившейся в 2022 году ситуации появилось новое основание для изменения существенных условий контрактов, заключенных до 1 января 2023 года. Так, силу ч. 65.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ, вступившей в силу с 8 марта 2022 года, по соглашению сторон допускается изменение существенных условий контракта, заключенного до 1 января 2023 года, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения.
Как указано в ч. 65.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ, предусмотренное этой нормой изменение осуществляется с соблюдением положений чч. 1.3-1.6 ст. 95 Закона N 44-ФЗ*(1) на основании решения:
– Правительства РФ при закупках для федеральных нужд;
– высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ при закупках для нужд субъекта РФ;
– местной администрации закупках для муниципальных нужд.
Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Павлова Наталия