Вопрос об электронной приемке товара по 44-ФЗ

Вопрос об электронной приемке товара по 44-ФЗ

Какие документы с учетом новых изменений в Законе N 44-ФЗ необходимо иметь заказчику и контрактному управляющему без контрактной службы для проведения аукциона, заключения контракта и его электронной приемки? Возможно ли осуществлять экспертизу о приемке товаров, работ, услуг руководителю организации единолично?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Дополнительные мероприятия заказчику следует проводить только для обеспечения электронными подписями членов комиссии по осуществлению закупки, если они до того их не имели, а в том случае, если заказчиком сформирована приемочная комиссия исключительно из числа своих сотрудников, – то и членов приемочной комиссии. Объем таких мероприятий, количество и наименования утверждаемых документов относится на усмотрение заказчика.

Если приемочная комиссия в организации не сформирована, оформлять документы о приемке может и одно лицо, уполномоченное действовать от имени заказчика, в том числе руководитель организации.

Обоснование вывода:

Насколько можно судить из существа изменений, внесенных в нормы Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ), они в основном направлены на обеспечение большей прозрачности осуществления процессов закупки, лучшей фиксации фактов такой деятельности и предоставления доступа к результатам такой фиксации в текущем режиме.

Как мы полагаем, именно для достижения этих целей в указанный Закон введены, например, такие положения об оформлении итогового протокола электронного аукциона: “заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пп. 1, 2, 4-7 ч. 17 ст. 48 настоящего Федерального закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки” (п. 2 ч. 5 ст. 49 Закона N 44-ФЗ). Аналогичные положения введены относительно оформления протоколов рассмотрения и оценки первых частей заявок (п. 2 ч. 3 ст. 48 Закона N 44-ФЗ) и вторых частей заявок на участие в электронном конкурсе (п. 2 ч. 11 ст. 48 Закона N 44-ФЗ), протокола подведения итогов электронного конкурса (п. 2 ч. 15 ст. 48 Закона N 44-ФЗ), протокола подведения итогов электронного запроса котировок (п. 2 ч. 3 ст. 50 Закона N 44-ФЗ).

Иными словами, для оформления протоколов, составляемых в ходе проведения процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя, далее – контрагент), все члены комиссии по осуществлению закупок должны быть обеспечены электронными подписями. А поскольку комиссия по осуществлению закупок формируется заказчиком (ч. 1 ст. 39 Закона N 44-ФЗ), то он должен либо включать в ее состав лиц, уже имеющих электронную подпись, либо обеспечить привлеченных лиц таковыми.

Поскольку закон не устанавливает какого-либо перечня мероприятий, которые должен осуществить заказчик для обеспечения членов комиссии по осуществлению закупок усиленными электронными подписями, объем таких мероприятий, количество и наименования утверждаемых документов относится на усмотрение заказчика.

Относительно приемки поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг (далее – исполнение) мы сразу должны заметить, что сам по себе порядок по контрактам, заключенным с 1 января 2022 года, фактически не изменился. Более того, собственно процесс приемки Закон N 44-ФЗ как не регулировал, так и не регулирует, устанавливая лишь требование об обязательном составлении документа о приемке исполнения по контрактам всех видов (ч. 7 ст. 94 Закона N 44-ФЗ), хотя в отношении договоров об оказании услуг гражданским законодательством такого требования не установлено.

По-прежнему не уточняется определение понятия “экспертиза”, принимаемого исполнения по контракту, поэтому, полагаем, ее по-прежнему нельзя отделить от самой приемки, в ходе которой заказчик должен проверить объемы и качество исполнения в силу давно установленных требований гражданского законодательства (ст. 474пп. 23 ст. 513пп. 1-3 ст. 720ст. 783 ГК РФ). И поскольку и привлечение сторонних экспертов остается обязательным только в случаях, установленных Правительством РФ (ч. 1 ст. 41чч. 34.1 ст. 94 Закона N 44-ФЗ), которым соответствующий нормативный акт пока не утвержден, экспертиза также может и должна проводиться самим заказчиком именно в рамках приемки, и ее проведение подтверждается самим фактом подписания соответствующего документа (письма Минэкономразвития России от 29.01.2015 N Д28и-188, от 12.07.2016 N Д28и-1778 и письма Минфина России от 26.10.2017 N 24-03-08/70501, от 06.02.2018 N 24-03-08/6839).

Равным образом, формирование для приемки исполнения по контракту отдельной комиссии и включение в нее тех или иных сотрудников заказчика остается на усмотрение самого заказчика (ч. 6 ст. 94 Закона N 44-ФЗ).

Непосредственно же порядок приемки исполнения по контракту все также определяется условиями самого контракта (п. 1 ч. 13 ст. 34ч. 7 ст. 94 Закона N 44-ФЗ, смотрите также письмо Минфина России от 24.07.2020 N 24-03-10/64858), то есть фактически определяется самим заказчиком с учетом обязательных требований закона.

Изменились только требования к оформлению документов о результатах приемки по контракту, заключенному по итогам электронных процедур, причем в полной мере они вступают в силу только с 1 апреля 2022 года.

Во-первых, из положений ч. 7 ст. 94 Закона N 44-ФЗ в действующей с 1 января 2022 года редакции следует, что в тех случаях, когда заказчик по результатам экспертизы (проверки) представленного контрагентом исполнения по вышеуказанному контракту отказывается от приемки такого исполнения, он обязан направить поставщику (подрядчику, исполнителю) мотивированный отказ от подписания документа о приемке исполнения по контракту (далее – мотивированный отказ). Само по себе данное требование не является абсолютным новшеством, поскольку и в данном случае гражданское законодательство уже предусматривало необходимость оформления документа об отказе принятия исполнения по ряду договоров: товара покупателем по договору поставки (уведомление, п. 1 ст. 514 ГК РФ), результата работ заказчиком по “неспециализированному” договору подряда (заявление, п. 1 ст. 720 ГК РФ) и заказчиком по договору строительного подряда (мотивированный отказ, п. 4 ст. 753 ГК РФ). Тем не менее с 1 января 2022 году новыми положениями ч. 7 ст. 94 Закона N 44-ФЗ это требование в единообразном виде распространено на любое исполнение контрактов любого вида.

Во-вторых, что самое главное, согласно требованиям впервые введенной в закон ч. 13 ст. 94 Закона N 44-ФЗ при исполнении контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур (за исключением закрытых электронных процедур, проводимых в случае, предусмотренном п. 5 ч. 11 ст. 24 Закона N 44-ФЗ), и контрагент, и заказчик формируют и передают друг другу документ о приемке товара в электронном виде с использованием единой информационной системы (ЕИС), причем датой поступления документа считается дата его размещения в ЕИС в соответствии с часовой зоной, в которой расположена сторона, которой он направлен (пп. 36 ч. 13 ст. 94 Закона N 44-ФЗ).

В целом порядок оформления документов о приемке, предусмотренный ч. 13 ст. 94 Закона N 44-ФЗ, выглядит следующим образом:
– сперва контрагент формирует с помощью ЕИС документ о приемке, содержание которого определяется пп. 12 ч. 13 ст. 94 Закона N 44-ФЗ;
– затем в срок, установленный контрактом, но не позднее 20 рабочих дней, следующих за днем поступления документа о приемке, заказчик либо подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, либо формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью того же лица мотивированный отказ с указанием причин такого отказа и размещает соответствующий документ в ЕИС (п. 4 ч. 13 ст. 94 Закона N 44-ФЗ);
– если в ЕИС размещен документ о приемке, подписанный заказчиком, исполнение считается принятым (ч. 13 ст. 94 Закона N 44-ФЗ);
– в случае получения мотивированного отказа контрагент вправе устранить причины, указанные в нем, и повторно направить заказчику новый документ о приемке в том же порядке, что и первоначальный (ч. 13 ст. 94 Закона N 44-ФЗ).

Как видим, по сути и порядок оформления приемки остается тем же, однако в соответствии с новыми положениями ч. 7 ст. 94 Закона N 44-ФЗ формирование, подписание и направление документов о приемке исполнения по контрактам, заключенным по итогам электронных процедур, должно осуществляться в электронном виде с использованием, что должно обеспечить полную прозрачность процесса, отсутствие споров относительно дат направления и получения документов и избежание ситуаций с невозможностью вручения документов одной из сторон организацией связи.

Единственной ситуацией, которая может потребовать от заказчика принятия каких-либо организационных мер, является существование у него приемочной комиссии. Дело в том, что в этом случае, как специально на то указывает п. 5 ч. 13 ст. 94 Закона N 44-ФЗ, документ о приемке исполнения либо мотивированный отказ от приемки исполнения должен быть подписан усиленными электронными подписями членов приемочной комиссии, а также усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика. Иными словами, для оформления документов, связанных с приемкой исполнения контракта в соответствии с новыми требованиями, по общему правилу все члены приемочной комиссии также должны быть обеспечены электронными подписями. Исключение установлено подп. “а” п. 5 ч. 13 ст. 94 Закона N 44-ФЗ, согласно которому если приемочная комиссия включает членов, не являющихся работниками заказчика, допускается осуществлять подписание документа о приемке, составление мотивированного отказа, подписание такого отказа без использования усиленных электронных подписей и ЕИС. Это показывает, что необходимость наличия усиленной электронной подписи возникает у членов приемочной комиссии – сотрудников заказчика именно в связи с исполнением ими трудовых обязанностей по отношению к заказчику, откуда становится очевидно, что именно заказчик должен обеспечить членов приемочной комиссии усиленными электронными подписями.

Закон и в этом случае не устанавливает какого-либо перечня мероприятий, которые должен осуществить заказчик, то есть их объем, количество и наименования утверждаемых документов также относится на усмотрение заказчика.

Если же приемочная комиссия в организации не сформирована, оформлять документы о приемке может и одно лицо, уполномоченное действовать от имени заказчика, в том числе руководитель организации.

Кроме того, должны обратить внимание, что согласно п. 2 ч. 9 ст. 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ (далее – Закон N 360-ФЗ), вносящего в Закон N 44-ФЗ вышеназванные изменения, с 1 января до 1 апреля 2022 года информация и документы, предусмотренные чч. 13 и 14 ст. 94 Закона N 44-ФЗ в редакции указанного Закона, не размещаются на официальном сайте ЕИС.

К сожалению, информацией об издании официальных разъяснений данного положения, допускающего разные варианты его толкования, мы не располагаем и можем только высказать свое мнение о возможности его применения.

По нашему мнению, по контексту п. 2 ч. 9 ст. 8 Закона N 360-ФЗ под оборотом “не размещаются на официальном сайте ЕИС” имеется в виду “не размещается в ЕИС для передачи другой стороне”. Иными словами, фактически это означает, что передача документов с использованием ЕИС не осуществляется. Однако в связи с этим, на наш взгляд, возникает сомнение и в необходимости формирования соответствующих документов в электронном виде с подписанием электронными подписями. По нашему мнению, это сомнение подтверждается и характером вышеописанного исключения из требований к применению нового порядка, установленного подп. “а” п. 5 ч. 13 ст. 94 Закона N 44-ФЗ, из которого можно сделать вывод, что использование электронной подписи определяет возможность составления документов в электронной форме, а возможность составления таких документов определяет возможность использования ЕИС. Однако в таком случае должно быть верно и обратное: невозможность использования ЕИС означает отсутствие необходимости оформления документов в электронной форме.

Соответственно, указание п. 2 ч. 9 ст. 8 Закона N 360-ФЗ может быть понято и так, что до 1 апреля 2022 года заказчик осуществляет приемку в соответствии с прежним порядком, действовавшим в 2021 году. По нашим данным, аналогичные разъяснения в неформальным, устном порядке даются и некоторыми контрольными органами на местах, однако, как уже говорилось выше, формальные, письменные подтверждения тому отсутствуют.

Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Серков Аркадий

1 Comments

  1. По последнему вопросу относительно того, что можно не применять до 01.04 актирование, есть разъяснение казначейства и выводы там совсем иные. Надо обязательно актирование осуществлять, просто сейчас эти доки исключительно в реестре контрактов, а с точки зрения казначейства это не ЕИС)), а после обозначенной даты эти доки ещё и отдельно от реестра будут размещаться, и вот это казначеи называют ЕИСом)). Письмо МФ РФ № 14-00-05/28954 от 25.11.2021 г.

Отправить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите цифры *Капча загружается...