Вопрос о закупках охранных услуг

Вопрос о закупках охранных услуг

Заказчик закупает услуги охраны объектов, переданных под централизованное наблюдение на пульт централизованного наблюдения, а также услуги постовой круглосуточной охраны. Закупка осуществляется не на основании п. 2 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, а также речь не идет о закупке охранных услуг для объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется.
Обязан ли заказчик руководствоваться приказом Федеральной службы войск национальной гвардии РФ от 15.02.2021 N 45 при расчете НМЦК каждого вида услуг? Если да, то как в таком случае должно реализовываться требование п. 7 Порядка определения НМЦК о направлении не менее чем трем исполнителям запросов о стоимости услуг охраны централизованного пульта охраны?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему вводу:

Расчет начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, на оказание услуг охраны объектов, переданных под централизованное наблюдение на пульт централизованного наблюдения, а также услуг постовой круглосуточной охраны должен осуществляться в соответствии с названным приказом. В прочих случаях расчет осуществляется методом сравнения рыночных цен, содержащихся в источниках, также определенных этим приказом.

Обоснование вывода:

Требования к порядку определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем, далее – контрагент), начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги (далее вместе – НМЦК) определены в ст. 22 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ). Согласно ч. 22 указанной статьи Правительство РФ вправе определить сферы деятельности, в которых при осуществлении закупок устанавливается порядок определения НМЦК и федеральные органы исполнительной власти, государственную корпорацию, уполномоченные устанавливать такой порядок. В частности, порядок определения НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок охранных услуг (далее – Порядок) утвержден приказом Росгвардии от 15.02.2021 N 45 на основании п. 1 постановления Правительства РФ от 08.05.2020 N 645.

В силу прямого указания пп. 1 и 2 Порядка установленные этим документом правила определения НМЦК не распространяются на закупки охранных услуг у единственного контрагента в случае, предусмотренном п. 2 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, а также на закупки охранных услуг для объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется*(1). Иных исключений, в том числе в отношении каких-либо видов охранных услуг (например, “охрана с пульта”), в которых правила определения НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, не применяются, Порядок не содержит.

Таким образом, заказчик должен рассчитывать НМЦК в соответствии с указанным Порядком и в рассматриваемом случае.

Что касается вопроса определения НМЦК на услуги охраны, оказываемые посредством пульта централизованной охраны или “тревожной кнопки”, отметим, что по нашему мнению, используемое для этого оборудование является техническим средством охранной сигнализации, т.е. подпадает под п. 2 Перечня видов технических средств охраны, используемых для оказания услуг по охране объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по их проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию (утвержден постановлением Правительства РФ от 23.06.2011 N 498). Формула, по которой рассчитывается стоимость выполнения работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) принятие соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию, рассчитывается в соответствии с п. 6.1 Порядка. Одна из переменных величин такой формулы – “СР” – услуги по реагированию должна определяться в соответствии с п. 7 Порядка без учета НДС. В свою очередь, п. 7 Порядка обязывает заказчика направить запросы о предоставлении информации о стоимости охранных услуг не менее чем трем исполнителям, оказывающим услуги, соответствующие предмету закупки, информация о которых имеется в свободном доступе, а также осуществить поиск информации о стоимости охранных услуг, соответствующих предмету закупки, в реестре контрактов, заключенных заказчиками. Кроме того, при наличии возможности заказчик вправе разместить запрос цен на охранные услуги в единой информационной системе в сфере закупок.

Здесь следует учитывать, что предоставление информации по запросу заказчика является правом, а не обязанностью получателя запроса, который вправе как ответить на запрос, сформировав содержание ответа по своему усмотрению, так и вовсе проигнорировать запрос*(2). Кроме того, на выбранном заказчиком территориальном рынке необходимых услуг (товаров, работ) исполнители таких услуг (предложения) могут вовсе отсутствовать. В такой ситуации у заказчиков возникает проблема с определением количества контрагентов, способных предложить сопоставимые финансовые условия оказания услуг в соответствии с установленными законом, нормативными актами требованиями. При этом ни норма п. 7 Порядка, ни иные его положения не регламентируют ситуацию с отсутствием необходимого количества исполнителей для запроса ценовых предложений подлежащих закупке услуг на рынке услуг соответствующей территории.
На наш взгляд, из указаний п. 8 Порядка о том, что расчет цены охранных услуг определяется как среднее арифметическое от показателей стоимости услуг, полученных заказчиком по результатам поиска информации в соответствии с п. 7 Порядка, следует, что заказчику следует для расчета НМЦК использовать ту информацию, которую он может получить в сложившихся на соответствующем рынке услуг обстоятельствах (что представляется логичным). На наш взгляд, в отсутствие известных исполнителей соответствующих услуг, которым мог бы быть направлен запрос, заказчику следует использовать иные источники, определенные в п. 7 Порядка. В такой ситуации само по себе ненаправление запроса предложения цен трем потенциальным исполнителям услуг не образуют состава правонарушения, за которое предусмотрена ч. 2 ст. 7.29.3 КоАП РФ административная ответственность (несоблюдение порядка или формы обоснования НМЦК).

В то же время отметим, что официальные разъяснения по данному вопросу отсутствуют, а правоприменительная практика в настоящее время сложиться еще не успела.

Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Чашина Татьяна

 

Отправить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите цифры *Капча загружается...