Вопрос: О возможности оплаты госконтракта третьему лицу (факторинг)

Вопрос: О возможности оплаты госконтракта третьему лицу (факторинг)

Победитель конкурса попросил заказчика осуществлять платежи по муниципальному контракту не ему, а третьему лицу, с которым у него заключен договор факторингового обслуживания. Может ли заказчик осуществлять такие платежи третьему лицу и на каких условиях?

ОТВЕТ

Как разъяснило Федеральное казначейство в письме от 23.08.2019 № 07-04-05/05-18156 оплата иному лицу, отличному от того, которое указано исполнителем контракта, не допускается: «бюджетным законодательством РФ не определен порядок санкционирования оплаты денежных обязательств, возникающих из государственных (муниципальных) контрактов, третьему лицу, не являющемуся поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по такому контракту. Учитывая изложенное, оплата по государственному (муниципальному) контракту возможна только поставщику (подрядчику, исполнителю), платежные реквизиты которого указаны в условиях контракта».

Минфин России также неоднократно указывал на то, что личность получателя средств по контракту является существенным условием и бюджетным законодательством не предусмотрены уступка права на такую оплату и порядок изменения сведений о контрагенте для осуществления санкционирования расходов (см. письма ведомства от 23.10.2018 № 09-02-07/76086, от 08.11.2017 № 24-03-08/73600, от 28.09.2017 № 24-03- 07/63453).

С 1 июня 2018 г. вступила в силу новая редакция ч. 7 ст. 448 ГК РФ, в соответствии с которой победитель торгов вправе уступать требования по денежному обязательству: «если в соответствии с законом заключение договора возможно только путем проведения торгов, победитель торгов не вправе уступать права (за исключением требований по денежному обязательству) и осуществлять перевод долга по обязательствам, возникшим из заключенного на торгах договора. Обязательства по такому договору должны быть исполнены победителем торгов лично, если иное не установлено законом».

В силу ч. 1 ст. 826 ГК РФ предметом уступки по договору факторинга могут быть денежное требование или денежные требования:

1) по существующему обязательству, в т. ч. по обязательству, возникшему из заключенного договора, срок платежа по которому наступил либо не наступил (существующее требование);

2) по обязательству, которое возникнет в будущем, в том числе из договора, который будет заключен в будущем (будущее требование).

Судебная практика однозначно свидетельствует о возможности уступки прав по оплате контрактов при условии, что поставщик (подрядчик, исполнитель) исполнил свои обязательства по контракту (как в рассматриваемом случае).

Так, Девятый ААС в постановлении от 21.09.2022 № 09АП-57782/2022 по делу № А40-217884/2021 отклонил довод о том, что договор факторинга является ничтожной сделкой, как заключенный в нарушение Закона № 44-ФЗ. По мнению суда, «уступка поставщиком (подрядчиком, исполнителем) третьему лицу права требования к заказчику об исполнении денежного обязательства по контракту, заключенному в соответствии с Законом № 44-ФЗ не противоречит бюджетному законодательству и законодательству о контрактной системе в сфере закупок. Бюджетное законодательство не содержит норм, запрещающих факторинг в государственных и муниципальных закупках».

Аналогичные выводы по сходному вопросу о правомерности цессии (уступки права требования) были сделаны в постановлении Одиннадцатого ААС от 28.04.2022 № 11АП-4999/2022 по делу № А55-35700/2021: в силу п. 7 ст. 448 ГК РФ запрет устанавливается исключительно на перемену поставщика (исполнителя, подрядчика) при исполнении контракта, что не препятствуют совершению уступки прав (требований), вытекающих из контракта по денежному обязательству. В результате подписания договора цессии не производится замена стороны договора — поставщика (подрядчика, исполнителя), а лишь переходит право требования уплаты начисленной задолженности.

Указанная правовая позиция изложена в п. 17 Обзора судебной практики применения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок, утв. Президиумом Верховного Суда РФ от 28.06.2017.

Однако стоит учитывать, что с 1 января 2022 г. был изложен в новой редакции п. 2 ч. 1 ст. 94 Закона № 44-ФЗ, где теперь подчеркивается, что оплата поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта производится именно поставщику (подрядчику, исполнителю). При этом в силу положений ст. 242.1 БК РФ и Порядка учета бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета территориальными органами Федерального казначейства (утв. приказом Минфина России от 30.10.2020 № 258н) органы Федерального казначейства не вправе исполнять платежные поручения бюджетных организаций об оплате по контрактам не исполнителю контракта.

На вопрос отвечала эксперт электронной информационной системы ПРОГОСЗАКАЗ.РФ Елена Чернюк.

Отправить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите цифры *Капча загружается...