Заключается контракт в рамках Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ на строительство и капитальный ремонт объектов капитального строительства. При разработке проектно-сметной документации для строительства объекта был выполнен локально-сметный расчет, в котором использовались актуальные на тот момент сметно-нормативные базы. Смета проверку достоверности не проходила. На момент заключения контракта смета соответствовала требованиям законодательства. Был проведен аукцион (в состав аукционной документации входила разработанная проектно-сметная документация), определен подрядчик, заключен контракт. На момент выполнения работ подрядчиком сметно-нормативная база претерпела изменения, были отменены некоторые приказы и взамен них введены в действия новые приказы и дополнения, тем самым локальный сметный расчет, который был в составе аукционной документации, содержит в себе неактуальную информацию (не подлежащие использованию единичные расценки, приказы по определению накладных расходов и сметной прибыли и т.д.) Подрядчиком был выполнен и предоставлен новый локальный сметный расчет на выполнение этих работ с применением актуальных сметно-нормативных баз. В этом сметном расчете остались прежними виды, состав и объемы работ. Поменялась стоимость за выполненные работы в отдельных позициях, главах, но итоговая стоимость по смете путем применения понижающего коэффициента осталась как в первоначальном локальном сметном расчете (который был в составе аукционной документации). На основании нового локального сметного расчета подрядчиком для оплаты был предоставлен акт выполненных работ, в нем также не изменились виды, состав и объемы работ, а к итоговой сумме применен понижающий коэффициент. Дополнительные соглашения к контракту на перерасчет цен не заключались.
Проверяющий орган заказчику настоятельно рекомендует не принимать от подрядчика акты выполненных работ, которые составлены на основании нового локального сметного расчета, а использовать первоначальный сметный расчет.
Насколько правомерны рекомендации проверяющего органа? Возможно ли заказчику использовать локальные сметные расчеты с утратившими силу нормативами и оплачивать выполненные работы по акту, который составлен на основании смет с утратившими силу нормативами? Правомерно ли актуализировать сметные расчеты, по истечении времени и применять понижающие коэффициенты к итоговой стоимости (чтобы избежать повышения суммы в целом)?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Законом N 44-ФЗ не предусмотрена возможность корректировки сметы при наличии обстоятельств, указанных в вопросе. Указание в актах приемки выполненных работ стоимости выполненных работ с применением понижающих коэффициентов следует расценивать как ошибку.
Обоснование вывода:
Прежде всего отметим, что в соответствии с п. 3 ст. 709 ГК РФ цена работы может быть определена путем составления сметы. А по договору строительного подряда, на основании которого выполняются работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту предприятия, здания, сооружения или иного объекта, а также монтажные, пусконаладочные и иные неразрывно связанные со строящимся объектом работы (п. 2 ст. 740 ГК РФ), подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ (п. 1 ст. 743 ГК РФ). Указанные нормы применяются к контрактам, заключаемым в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”, далее – Закон N 44-ФЗ (смотрите ч. 1 ст. 2 данного Закона).
Согласно ч. 6.1 ст. 110.2 Закона N 44-ФЗ оплата выполненных работ осуществляется в пределах цены контрактов, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, в соответствии с их сметой в сроки и в размерах, которые установлены таким контрактом или графиком оплаты выполненных по контракту работ (при наличии) с учетом графика выполнения строительно-монтажных работ и фактически выполненных подрядчиком работ. При этом составление сметы такого контракта осуществляется в пределах цены контракта без использования предусмотренных проектной документацией в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов.
Необходимо учитывать, что в силу ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных постановлением Правительства РФ от 13.01.2014 N 19, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. Согласно указанной норме при заключении и исполнении контракта изменение его условий в первую очередь о цене контракта не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ст. 34, 95 Закона N 44-ФЗ. Изменение цены контракта, если такая возможность не предусмотрена Законом N 44-ФЗ, является основанием для привлечения должностных лиц заказчика к административной ответственности (чч. 4, 5 ст. 7.32 КоАП РФ).
Положениями Закона N 44-ФЗ не предусмотрены ни обязанность, ни возможность корректировки сметы, являющейся неотъемлемой частью контракта, по причине изменения в ходе исполнения контракта сметно-нормативной базы. Более того, как следует из требований п. 1 ст. 422 ГК РФ, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Как указано в письме Минстроя России от 23.03.2015 N 7830-ЛС/03, сметная документация, сформированная ранее в составе проектной документации, по итогам конкурсных процедур, в результате которых определена твердая цена, утрачивает свое значение для целей реализации государственного контракта. При этом смета на реализацию государственного контракта, цена которого является твердой, предназначена для формирования первичной учетной документации в строительстве (актов сдачи-приемки выполненных работ и др.) между сторонами государственного контракта в процессе его реализации.
Таким образом, основания для изменения сметы в приведенной ситуации отсутствуют. Работы, выполненные по контракту, должны быть оплачены по установленной контрактом цене без перерасчета и установления понижающих коэффициентов, а акты выполненных работ должны быть оформлены на основании первоначального сметного расчета, являющегося приложением к контракту.
Как показывает практика, подписание актов приемки выполненных работ подтверждает согласие заказчика с фактом выполнения работ определенного в акте объема и не может расцениваться как согласование условия о новой цене договора (смотрите постановление ФАС Волго-Вятского округа от 22.09.2009 по делу N А43-26462/2008-5-699, постановление Тринадцатого ААС от 06.09.2011 N 13АП-10051/11 (оставлено в силе постановлением ФАС Северо-Западного округа от 13.12.2011 N Ф07-3677/11 и определением ВАС РФ от 23.01.2012 N ВАС-17615/11), постановление АС Дальневосточного округа от 08.02.2016 N Ф03-6412/15). В последнем из приведенных постановлений суд специально оговорил, что указание в форме КС-2 стоимости работ, отличающейся от твердой цены договора, не освобождает заказчика от оплаты работ в размере, предусмотренном первоначально.
Поэтому, на наш взгляд, указание в актах приемки выполненных работ стоимости выполненных работ с применением понижающих коэффициентов следует расценивать как ошибку. К сожалению, практики, подтверждающей данную позицию, нам найти не удалось.
Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Верхова Надежда