Заказчик, работающий по Закону N 44-ФЗ, планирует закупить услуги по организации и обеспечению горячим питанием учащихся и работников муниципального общеобразовательного учреждения путем проведения открытого конкурса в электронной форме.
Согласно постановлению Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 заказчиком в конкурсной документации применяются следующие критерии оценки: цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги; квалификация участников закупки.
Для оценки заявок по критерию оценки “квалификация участников закупки” применяется следующий показатель оценки: наличие у участников закупки опыта оказания услуги, связанного с предметом контракта.
Согласно подп. “в” п. 28 Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в случае применения вышеуказанного показателя оценки, заказчиком устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения исполнителя.
Как правильно заказчику установить в конкурсной документации сопоставимость предмета контракта в данной закупке:
– услуги по организации питания в целом (в том числе и лечебное питание, и организация питания в организациях уголовно-исполнительной системы, общественное питание и пр.);
либо же
– услуги по организации питания в школьных столовых (организациях, осуществляющих образовательную деятельность)?
Заказчику второй вариант кажется более правильным, так как питание закупается непосредственно для учащихся школ. Но не сузит ли это круг участников, не будет ли ограничивать конкуренцию установление такой сопоставимости?
К сожалению, специалисты не смогли дать однозначный ответ на поставленный вопрос. Поясним почему.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям этого Закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности, к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч. 8 ст. 31 Закона N 44-ФЗ порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством РФ. В настоящее время порядок оценки заявок на участие в открытых конкурсах в электронной форме установлен постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 “Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении в п. 4 постановления Правительства РФ от 20.12.2021 N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации” (далее – Постановление N 2604, Положение об оценке).
В силу подп. “в” п. 24 Положения об оценке для оценки заявок по критерию оценки “квалификация участников закупки” могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки, в том числе наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта.
Согласно п. 13 приложения N 2 к Положению об оценке наименование соответствующих услуг, являющихся объектом закупки, объединены в одну общую категорию – услуги общественного питания и (или) поставка пищевых продуктов, закупаемых для: организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления.
Таким образом, по смыслу указанного постановления услуги общественного питания по специфике организации, для которой они оказываются, не разделяются. В этой связи контрольные органы в отдельных случаях признают требование о принятии к оценке исключительно договоров на оказание услуг по организации питания только в образовательных учреждениях противоречащим положениям законодательства о контрактной системе в сфере закупок и приводящим к ограничению количества участников закупки (смотрите, например, решение УФАС по Владимирской области от 03.04.2023 N 033/06/42-211/2023, косвенно аналогичная позиция отражена и в решении УФАС по Владимирской области от 05.05.2023 N 033/06/42-297/2023).
Вместе с тем отметим, что в судебной практике имеется пример, когда сопоставимыми с предметом контракта признаны только гражданско-правовые договоры, предметом которых является организация питания обучающихся в организациях, осуществляющих общеобразовательную деятельность (смотрите постановление Девятнадцатого ААС от 23.05.2023 N 19АП-1600/23).
Как видим, устойчивая правоприменительная практика по вопросу о сопоставимости договоров с предметом контракта, описанного в вопросе, в настоящее время не сложилась. В этой связи мы не можем дать однозначный ответ на вопрос о правомерности установления в рассматриваемом случае требования о предоставлении в подтверждение опыта оказания услуги, связанного с предметом контракта, исключительно гражданско-правовых договоров на оказание услуг по организации питания в организациях, осуществляющих общеобразовательную деятельность.
На наш взгляд, второй подход, при котором сопоставимыми с предметом контракта признаются только договоры на оказание услуг по организации питания в организациях, осуществляющих общеобразовательную деятельность, представляется наиболее верным, так как наиболее соответствует потребностям заказчика и принципу эффективности осуществления закупок (ст. 12 Закона N 44-ФЗ). Однако, с учетом вышесказанного, не исключено, что правомерность такого подхода заказчику придется отстаивать в суде.
Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Пилипенко Эльвира