Можно ли 29.12.2022 разместить электронный аукцион по Закону N 44-ФЗ? Не будет ли ограничением для участников закупок то, что окончание срока подачи заявок приходится на нерабочий день?
Если аукцион автоматически перенесется на первый рабочий день (09.01.2023), до этой даты один рабочий день.
Не является ли это нарушением?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке не может приходиться на нерабочий день. Само по себе то обстоятельство, что весь период с даты размещения извещения до даты окончания срока подачи заявок состоит из нерабочих дней, не свидетельствует о каком-либо нарушении.
Обоснование вывода:
Согласно ч. 1 ст. 42 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов (в том числе электронного аукциона) заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию, перечисленную в указанной норме. В частности, п. 21 ч. 1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ предусматривает, что в извещении указываются дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке, при этом такая дата не может приходиться на нерабочий день.
В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 42 Закона N 44-ФЗ извещение о проведении электронного аукциона размещается не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке, за исключением случаев, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает триста миллионов рублей либо начальная (максимальная) цена контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства не превышает два миллиарда рублей, при которых такое извещение размещается не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Положения Закона N 44-ФЗ не указывают на то, что со дня размещения извещения о проведении электронного аукциона до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке должно пройти определенное количество рабочих дней. Поэтому само по себе то обстоятельство, что весь период с даты размещения извещения до даты окончания срока подачи заявок состоит из нерабочих дней, не свидетельствует о каком-либо нарушении.
Следовательно, заказчик вправе разместить в ЕИС извещение о проведении электронного аукциона в том числе в последние (в том числе и нерабочие) дни декабря 2022 года. Однако в этом случае дата окончания срока подачи заявок на участие в аукционе (и, как следствие, дата окончания срока рассмотрения таких заявок) не может быть установлена ранее 09.01.2023. При этом хотя соответствующее правило прямо и не предусмотрено законом, если последним днем срока подачи заявок будет 09.01.2023, заказчику целесообразно обеспечить возможность заинтересованным лицам подать заявки на участие в аукционе в течение этого рабочего дня, соответствующим образом установив в извещении время окончания срока подачи заявок.
Выводы о том, что срок подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме может состоять преимущественно из нерабочих дней, можно обнаружить и в материалах правоприменительной практики территориальных органов ФАС России, содержащих результаты рассмотрения жалоб участников размещения заказов (смотрите, например, решение Тамбовского УФАС России от 21.05.2013 по делу N РЗ-91-108/13 о нарушении законодательства о размещении заказов, решение Чувашского УФАС России от 15.01.2010 N 3-К-2010).
Вместе с тем, разумеется, разместив извещение в конце декабря и установив последним днем срока подачи заявок 09.01.2023, заказчик должен обеспечить выполнение функций, возложенных на него Законом N 44-ФЗ, в течение соответствующего периода нерабочих дней. Так, например, согласно ч. 5 ст. 42 Закона N 44-ФЗ заказчик будет обязан в двухдневный срок размещать в ЕИС разъяснения положений извещения в случае поступления соответствующих запросов от участников закупки. Нарушение этой обязанности образует состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ).
Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Александров Алексей